Тиберий Семпроний Гракх (не путать со знаменитым реформатором) начал карьеру в годы Ганнибаловой войны. В 216 году до н. э. он был начальником конницы (заместителем) при диктаторе Марке Юнии Пере. В задачу диктатора и его помощника входило подготовить новых воинов после катастрофы при Каннах. Одновременно Тиберий занимал пост курульного эдила. В этой должности он провёл традиционные Римские игры.
Ливий описывает их меры по набору войска. В строй ставили юношей младше 17 лет. Так набрали четыре легиона. Затем государство выкупило 8 тысяч молодых рабов. Они согласились пополнить римское войско за обещание свободы.
При сдаче отчёта Пера «скупо и скромно» рассказал Сенату о своих заслугах. Всю славу диктатор уступил помощнику. Вслед за этим Гракх был выбран консулом на 215 год до н. э.
Против Ганнибала
Тиберий Гракх и его товарищ по консульству Фабий Максим распределили войска. Фабий получил набранные Перой легионы, а Гракх — отряды рабов-добровольцев и 25 тысяч союзников.
Со своими двумя легионами и союзниками консул находился в Кампании — области, где многие города перешли на сторону Ганнибала. Пользуясь затишьем между боями, Гракх тренировал воинов. Он старался приучить бывших рабов к солдатской дисциплине. Кроме того, он добивался, чтобы рабов не попрекали прошлым. В его легионах должны были быть равны ветеран, квирит-новобранец и бывший раб.
Верность Риму сохранил кампанский город Кумы. Другие кампанцы надеялись захватить его и позвали куманцев на общий праздник. Лидеры куманцев логично предположили, что там их может ждать засада, и обратились к консулу Гракху.
Кампанцы собрались в святилище Гамы, к северу от Кум. Тиберий и его войска ночью прошли к святилищу и напали на кампанский лагерь. Легионеры Тиберия перебили более 2 тысяч врагов, включая лидера кампанцев Мария Алфия, потеряв при этом меньше 100 воинов.
О битве узнал сам Ганнибал. Он решил, что бывшие рабы празднуют победу в Гамах, и повёл туда свои войска. Но Тиберий Гракх дисциплинированно отвёл войска назад к Кумам.
Вслед за этим к городу подошёл и Ганнибал. Гракх деятельно руководил обороной. Когда пунийцы подвели к стенам башню, легионеры выстроили на стене свою и оттуда обстреливали врагов. Пунийская башня была сожжена, а затем легионеры провели успешную вылазку. Тиберий вовремя подал знак к отступлению, пока враг не опомнился. На следующий день Ганнибал выстроил войско, ожидая, что воодушевлённый победой Тиберий даст бой. Но консул со своими воинами остался за стенами Кум. Город устоял, и Ганнибал повернул назад.
Загадка гибели полководца
В 214 году до н. э. Гракху продлили полномочия, и он продолжил командовать легионами бывших рабов в ранге проконсула. В соответствии с приказом консулов Гракх повёл своих легионеров к городу Беневент.
Туда же подошли войска карфагенского полководца Ганнона. Легионеры-рабы были обеспокоены, получат ли они обещанную свободу. Гракх объявил им, что всё решит следующая битва. Она пройдёт на равнине, поэтому всё решит их отвага. Свобода была обещана каждому, кто принесёт вражескую голову.
Бой был упорен. Всё едва не испортило обещание проконсула — вместо того, чтобы сражаться, воины отрезали головы убитым врагам и тащили их в тыл. В ответ на это Гракх приказал всем бросить трофеи и идти в атаку. Бой был выигран. На следующий день Тиберий поблагодарил за службу старых солдат. Затем он объявил, что все легионеры из числа бывших рабов заслужили свободу.
В 213 году до н. э. Тиберий Семпроний Гракх был заочно избран консулом. Вместе с товарищем по консульству Квинтом Фабием Максимом (сыном знаменитого Кунктатора) Гракх должен был сражаться против Ганнибала.
Гракх воевал в Лукании. В этот год, как пишет Тит Ливий, он провёл там несколько сражений и взял несколько незначительных укреплений. В 212 году до н. э. полководец вновь получил продление полномочий в ранге проконсула.
Этот год стал для него последним. Он повёл войска к Капуе. Тит Ливий рассказывает, как накануне выступления Гракх получил несколько неблагоприятных знамений, предвещавших смерть полководца.
О гибели Гракха есть несколько свидетельств. Согласно Титу Ливию, его предал лидер луканцев по имени Флав. Этот человек решил перейти на сторону пунийцев. Флав тайно побывал у карфагенского полководца Магона, где они обсудили план засады. В римском лагере Флав заверил Гракха, что убедил часть луканцев вернуться на сторону римлян при условии, что проконсул встретится с ними лично. Гракх прибыл в условленное место с турмой всадников. Поняв, что это засада, проконсул и его воины до последнего отбивались, пока не были перебиты.
Тит Ливий приводит и другую версию гибели полководца. Согласно ей, Гракх погиб недалеко от Беневента на реке Калор. Полководец решил искупаться и вышел из лагеря с несколькими приближёнными. Около реки римляне нарвались на засаду и были убиты. По третьей версии, Гракх попал в засаду, когда отправлялся совершать жертвоприношение.
Тит Ливий приводит разные версии похорон Гракха. Писали, что полководца похоронили свои или что его похоронил Ганнибал. Якобы пуниец воздал убитому врагу все причитающиеся почести. О получивших свободу легионерах Гракха Ливий пишет, что после его гибели они оставили службу. Попросту разбежались.