Аглая Мишон
«Поэтому, как мы уже сказали, Арамис немедленно написал той самой турской белошвейке, у которой были такие влиятельные знакомства, чтобы она испросила у королевы разрешение для г-жи Бонасье выйти из монастыря и удалиться в Лотарингию или Бельгию». Госпожа де Шеврёз оказывает огромное влияние на сюжет «Трёх мушкетёров». Любовница Арамиса, кокетливо называемая им «кузиной-белошвейкой», помогает устроить роман Анны Австрийской и герцога Бэкингема, спасает от мести Миледи её служанку Кэтти и пытается защитить Констанцию.
Ещё Аглая Мишон называет королеву сестрой и спонсирует своего любовника. Ведь экипировку для осады Ла-Рошели Арамис покупает на её деньги. Любопытно, что в «Трёх мушкетёрах» госпожа де Шеврёз так и не появляется. Читатель встретится с ней лишь в романе «Двадцать лет спустя» и тут же узнает, что возлюбленная Арамиса является матерью сына Атоса. Кстати, нормальная история для «девицы Мишон», ведь и в реальной жизни у неё были внебрачные дети. Да-да, бастарды случаются не только у мужчин.
В целом же получилось так, что Дюма, весьма вольно обращавшийся не только с фактами, но и с историческими персонажами, оставил читателям невероятно точный портрет госпожи де Шеврёз. Литературная герцогиня как две капли воды похожа на герцогиню историческую.
Из рода Роганов
Роганы — древний и чрезвычайно влиятельный дворянский род, неофициальным девизом которого была такая поговорка: «Королём быть не могу, до герцога не снисхожу, я — Роган». С 13 по 18 век Роганы постоянно присутствовали в политической жизни Франции. Они могли входить в окружение короля, а могли состоять в оппозиции, но это не отменяло главного — их считали первыми среди французской знати, и к их слову прислушивались.
Мари де Роган попала ко двору уже в семнадцать лет и мгновенно подружилась с юной королевой Франции Анной Австрийской. К 23 годам лучшая подруга её величества дважды успела побывать замужем. От второго мужа, Клода Лотарингского, она и получила титул герцогини де Шеврёз. Впрочем, фрейлина слишком быстро пропела своё «лето красное». От двора её удалили после весьма скверного инцидента. Анна Австрийская, игравшая с подругой в салки в коридорах Лувра, неловко упала и потеряла ребёнка. Даже влияние герцога де Шеврёза не спасло его супругу от опалы.
Против Ришельё
Неприязнь герцогини де Шеврёз к Ришельё носила, видимо, зоологический характер. «Красный кардинал» вообще не пользовался популярностью среди французской знати, но госпожа де Шеврёз плела интриги против него с каким-то особенным упоением. Без её участия не обошёлся ни один заговор, что очень быстро сделало герцогиню врагом не только кардинала, но и Франции.
Если у Дюма она помогала роману Бэкингема и Анны Австрийской, в реальности всё было куда прозаичнее. Письма французской королевы к английскому герцогу были использованы для того, чтобы скомпрометировать её. Госпожа де Шеврёз надеялась, что скандал вызовет политический кризис и отставку Ришельё. Скандал действительно грянул нешуточный, кризис тоже не заставил себя ждать, только Ришельё никуда не делся.
Герцогиня, надо отдать ей должное, не сдалась и решила устранить кардинала физически. В 1626 году её любовник граф де Шале попытался убить Ришельё, но не преуспел и поплатился за свою осечку головой.
Ещё чуть позже госпожа де Шеврёз попыталась заменить Людовика XIII его братом Гастоном. Герцогиня недооценила своего временного союзника. Гастон имел дурную привычку устроить заговор, а затем побежать каяться. Так и случилось. Герцог Орлеанский признался во всём брату и кардиналу, чем погубил всех своих сообщников, кроме… госпожи де Шеврёз, которая принялась интриговать уже в европейских масштабах. Герцогиня вела переговоры об англо-испанском союзе против Франции и об отделении Лотарингии. Дошло до того, что Людовик XIII отдельным пунктом указал в своём завещании, что госпоже де Шеврёз запрещено пересекать французскую границу. Она, однако, вернулась.
Против Мазарини
Анна Австрийская не проявила уважения к воле своего покойного мужа. По её инициативе состоялась специальная сессия парижского парламента, который разрешил герцогине вернуться в обход завещания. Госпожа де Шеврёз должна была лишь обещать, что не станет впредь заниматься политикой. Вот только герцогиня относилась к заговорам как к искусству. Ни одна из её интриг не заканчивалась успехом, но она продолжала плести их. И первым делом госпожа де Шеврёз вступила в заговор против Мазарини.
У нового кардинала был более мягкий характер, чем у его предшественника. Арестовав заговорщиков, он не стал казнить их, а попросту сослал. Так госпожа де Шеврёз оказалась в Туре. С этого момента её влияние на политику начинает ослабевать. Она ещё проявит себя во время Фронды, примыкая то к восставшим принцам, то к Мазарини, то к простым парижанам, но в целом это был уже закат карьеры блистательной интриганки.
Госпожа де Шеврёз умерла в 1679 году, чуть не дотянув до восьмидесяти лет. Ей удалось пережить всех своих противников, возлюбленных и мужей, последний из которых годился ей в сыновья.