30 октября 2023

Гуго Гроций: человек-книга

8a988386abda5f4158e8e88e8e31b57f.webp

Чудо Голландии

Гуго Гроций или, как называли его на родине, Гуго де Гроот с восьми лет писал стихи на латыни, а в одиннадцать стал студентом Лейденского университета.

«Полюбуйтесь на чудо Голландии!» — восхищённо воскликнул французский король Генрих (Анри) IV, удостоивший аудиенции пятнадцатилетнего вундеркинда. Король одарил его медальоном со своим портретом. С этим медальоном Гуго изображён северонидерландским художником Арно ван Халеном.

Арну ван Хален. Юный Гуго Гроций между 1710 и 1719... commons.wikimedia.org.jpg
Арно ван Хален. Юный Гуго Гроций, между 1710 и 1719. (Wikimedia Commons)

Во время пребывания во Франции блистательный юноша получил докторскую степень по юриспруденции. Ещё через год он уже работал адвокатом в Гааге и писал свои первые научные труды, а в двадцатитрёхлетнем возрасте стал генеральным адвокатом Нидерландов. Теперь его назвали «дельфтским оракулом» и «фениксом учёности».

Тем временем усиливался религиозно-политический конфликт между радикальными кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром, и арминианцами — сторонниками Якоба Арминиуса, главного богослова Лейдена. В 1610 году арминианцы обнародовали трактат своего лидера («Ремонстрация» («Возражение»), в котором провозглашалась решающая роль свободы человеческой воли в спасении души и отрицалась кальвинистская доктрина божественного предопределения. Государство заняло позицию терпимости по отношению к спорящим — и Гроция попросили написать эдикт, раскрывающий эту толерантную политику.

«Где права не хватает, начинается война», — утверждал Гроций в одном из своих трудов и оказался абсолютно прав. Эдикт, в котором он излагал свои воззрения на церковь и государство, не возымел ожидаемого эффекта. В Голландской республике начались вооружённые столкновения. В 1619 году Гроций за свои юридические идеи был приговорён к пожизненному заключению в средневековой крепости Лувестейн.

Сундук-спаситель

В заключении Гуго Гроций много читает. Благо, лейденский профессор Эрпениус регулярно и почти беспрепятственно отправляет ему нужные книги.

Через полтора года верная жена Мария ван Рейгерсберген организует побег Гуго с помощью хитроумного плана. По преданию, гений юриспруденции забрался в деревянный сундук с книгами. Поначалу сундук тщательно осматривался, но со временем стражники ослабили бдительность и перестали перетряхивать его содержимое. Так воплотился в жизнь девиз Гроция: Fugit hora (лат. «Время бежит»).

Михаэль ван Миревельт. Портрет Марии ван Рейгерсберген ок. 1640. commons.m.wikimedia.org.jpg
Михиль Янсон ван Миревельт. Портрет Марии ван Рейгерсберген, ок. 1640. (Wikimedia Commons)

Согласно другой версии легенды, в сундуке хранилась личная библиотека учёного, которой ему дозволялось пользоваться в заточении и которая стала его спасительным тайником. Заботливая супруга загодя проделала в сундуке отверстия для воздуха и во время визитов в тюрьму репетировала побег, запирая Гуго и садясь на крышку — чтобы выработать привычку к неудобному положению. Когда он освоился в позе эмбриона, стоически высиживая в ящике по два часа кряду, Мария пожаловалась начальству, будто не может видеть научных занятий мужа, отнимающих его последние силы, и попросила разрешения забрать все книги.

В 18-м столетии эта авантюра визуализировалась во множестве гравюр нидерландских мастеров. Симон Фокке иллюстрирует репетицию бегства. Угол сундука фиксирует раскрытую Библию. На столе разложены написанные Гроцием в заточении труды, в том числе знаменитое «Введение в голландскую юриспруденцию». Стену занимает крупномасштабная географическая карта — иллюстрация маршрута предстоящего побега.

Симон Фокке. Гуго Гроций залезает в ящик с книгами1...jpg
Симон Фокке. Гуго Гроций залезает в ящик с книгами, 1754. (Wikimedia Commons)

Ещё одна гравюра Фокке представляет трогательное рукопожатие супругов перед бегством. Гуго уже залезает в сундук, с нежностью глядя на свою преданную Марию. Рядом ожидают очереди друзья-книги. Раскрытый фолиант с изображением семейных гербов Гроотов и Рейгерсбергенов символизирует крепость супружества.

А вот встреча узника с женой и дочерью Корнелией в тюрьме за день до побега. Даже в такой ситуации учёный не расстается с книгой, попутно беседуя с родными. Возле сундука стоят готовые к загрузке тома.

На холсте Йоханнеса Хиндерикуса Эгенбергера запечатлён кульминационный момент. Смахивающий лицом на Дон Кихота, романтически воодушевлённый, он благодарно обнимает жену. Мария отдаёт последние «библиомаскировочные» распоряжения посвящённой в план бегства служанке Элселине, которая уже взяла увесистый том, готовая заштабелировать Гроция по самую крышку.

Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций.jpg
Йоханнес Хиндерикус Эгенбергер. Гуго Гроций убегает из замка Лувестейн, 1837−1897. (Wikimedia Commons)

В тот знаменательный день, 22 марта 1621 года, в городе шумела ярмарка — и начальника крепости не было на месте. Это сыграло на руку беглецу. Заметив немалую тяжесть выносимого сундука, охранник пошутил, намекая на религиозную крамолу Гроция: мол, не иначе как внутри засел арминианец. «Да-да, он едва выдерживает груз арминианских книг!» — невозмутимо поддержала шутку Мария.

Далее Элселина благополучно отчалит на корабле и с помощью таких же преданных друзей переправит свой «книжный груз» в Антверпен, где Гуго воссоединится с женой и детьми. Французский живописец Луи Риккье увековечил в красках торжественный выход из книжного сундука. Служанка ещё опасливо осматривается, нет ли погони, а на письменном столе уже дожидаются раскрытый том и полная чернильница. На полу перемешанная со стружкой библиотека, готовая вновь служить своему владельцу.

Затем юрист переоденется каменщиком и отправится в Париж, где проживёт в изгнании до конца своих дней и где завершит начатый в тюрьме свой самый известный труд «О праве войны и мира». Этот трёхтомный трактат, посвящённый анализу правовых возможностей предупреждения военных конфликтов, имел феноменальный успех. К 1775 году он выдержал 77 переизданий на латыни, голландском, английском, немецком, испанском, французском языках. И это притом, что все три тома были внесены папской курией в Индекс запрещённых книг!

Бессмертие легенды

Элселина поведала эту захватывающую историю писателю Герарду Брандту — и судьба Гуго окончательно оформилась в легенду. Знаменитый нидерландский драматург Йост ван дер Вондел, хорошо знавший своего отважного соотечественника, восславил его хитроумную жену в оде «На освобождение Гуго Гроция» (1632): «…И мужа обратила в книги. И клади ящик таковой Помог унесть ей часовой Из тесной камеры наружу: Мол, книг уже не нужно мужу. О, хитрость женщин велика!..» (перевод Евгения Витковского). А сам Гроций посвятил стихотворение спасительному книжному сундуку.

В настоящее время музей Принсенхоф в Делфте и амстердамский Рейксмузеум одновременно заявляют, что в их коллекциях находится тот самый достопамятный сундук. Впрочем, в том же самом уверяют и в замке Лувестейн.

Книжный сундук Гуго Гроция в замке Лувестейн..jpg
Книжный сундук Гуго Гроция в замке Лувестейн. (Wikimedia Commons)

В 19-м веке о приключениях Гуго Гроция сочиняли целые «графические романы». Вот один из образцов — в восьми картинах и в сопровождении стихотворных комментариев.

А в следующем столетии гражданский подвиг Гроция был увековечен в лаконичной скульптурной композиции в виде стопок его научных сочинений. Великий Человек навсегда превратился в Книгу. По принципу «естественного права», разработанного Гуго Гроцием, организованы законодательные и судебные системы современных демократических государств.