30 октября 2023

Северный флот: от Петра I до Советского Союза

e3f9a4be18bdf2e21fe9df6dc94be405.webp

«Царь имеет прекрасное место для постройки кораблей в получасе от Архангельска на северо-запад от него; оно расположено очень приятно, вне большой дороги. Все корабли, приходящие в город и выходящие из него, проходят через него», — сообщали иностранные гости Севера России в начале 18-го века о рождении военно-морских сил государства. Официально датой рождения российского Северного флота считается 1933 год, однако за несколько веков до этого в Баренцевом и Белом морях уже присутствовали русские корабли, защищавшие торговые суда от атак противника.

От поморов до архангельских верфей

Первыми русскими моряками, оказавшимися на побережье Баренцева и Белых морей, были поморы, потомки финно-угров и восточных славян, занимавшиеся рыбной ловлей в суровых северных водах. Однако о присутствии военных кораблей не было и речи. Морские силы Новгородской республики располагались на Балтике. Позднее, в эпоху Московского княжества и раннего Русского царства, об отечественном флоте говорить не приходилось. На Севере опорой служили остроги, построенные на побережье (например, Кола, служившая также торговым центром, и Архангельск) и отбивавшие нападения противников. Именно так, без использования морских сил, Россия противостояла датским атакам на своё побережье в 16−17 веках.

Ситуация изменилась в эпоху правления Петра I. В 1693 году именно на севере страны царь вышел в первый самостоятельный морской поход на яхте «Святой Пётр», построенной голландскими мастерами в Архангельске. Уже в следующем году на Соломбальских верфях спускают на воду несколько кораблей, которые стали сопровождать европейские торговые корабли у северного побережья России. С этого момента можно отсчитывать начало российского военно-морского присутствия в регионе, хотя до организации непосредственно флота дело ещё не дошло. В годы Северной войны архангельские верфи работали над строительством кораблей, которые затем переправлялись на Балтику. Конечно, шведы предприняли в 1701 году попытку лишить русский флот своей «кузницы». Однако нападение на Новодвинскую крепость закончилось провалом — более того, скандинавы потеряли несколько кораблей.

1.jpg
Новодвинская крепость. (commons.wikimedia.org)

Строительство кораблей на северных верфях шло вплоть до смерти Петра Великого. Все суда переправлялись на Балтику, а самостоятельных морских сил у Архангельска Россия не имела. Положение изменилось в эпоху правления Анны Иоанновны. В 1733 году, в рамках реформы флота, проводимой Андреем Остерманом, Архангельск стал военно-морской базой.

Архангельская флотилия

С 1733 года корабли Северного флота обеспечивали прикрытие торговым судам, шедшим в Архангельск, а также патрулировали побережье Белого и Баренцева моря. В эпоху Наполеоновских войн флотилия охраняла коммуникации, а во время Заграничного похода русской армии совместно с британскими силами блокировала побережье Голландии.

Единственная серьёзная военная кампания в истории Архангельской флотилии состоялась в середине 19-го века. Во время Крымской войны британский флот в течение двух лет действовал против северного побережья России. Небольшой отряд кораблей под Андреевским флагом (прежде всего канонерские лодки) успешно выполнил задачу по защите Архангельского порта, однако он не смог воспрепятствовать разорению других поселений на берегу Баренцева и Белого морей.

2.jpg
Английские корабли атакуют Соловецкий монастырь. Крымская война. (commons.wikimedia.org)

В 1862 году флотилия была распущена. В Санкт-Петербурге рассудили, что серьёзной военной угрозы для Русского Севера не существует, в то время как перевооружения и усиления требовали соединения на Балтике, в Чёрном море и на Дальнем Востоке. Почти полстолетия северные порты оставались без прикрытия — пока в 1914 году не началась Первая мировая война.

Первая мировая война и русский флот на Севере

Начавшийся мировой конфликт фактически отрезал Россию от союзников. Война, развернувшаяся на море, заблокировала Балтийское и Черноморское побережья страны. Сношения с союзниками были возможны лишь на Дальнем Востоке и на Севере. Однако в связи необходимостью быстрых поставок оборудования и боеприпасов от Владивостока в качестве опорного торгового пункта отказались в пользу Архангельска и нового порта на Баренцевом море, будущего Мурманска, к которому с 1914 года начали проводить железную дорогу.

3.jpeg
Мурманская железная дорога, 1916 год. (commons.wikimedia.org)

Российское правительство начало закупать у западных стран ледоколы для сопровождения торговых судов. Мобилизация гражданских плавательных средств для перевозок грузов не могла покрыть потребности России, поэтому Санкт-Петербург стал фрахтовать иностранные корабли с их командами. Вместе с этим существовала ледовая проблема, в зимние месяцы сильно мешавшая судам прибывать в Романов-на-Мурмане. Для её решения правительство начало заказывать постройку ледоколов, которые в основной своей массе прибыли на Север лишь в 1917 году.

Увеличение стратегического значения побережья Белого и Баренцева морей не могло пройти мимо немцев. Уже в 1915 году на их минных заграждениях начали подрываться иностранные суда. Россия стала спешно организовывать наблюдательные посты и оборудовать стоянки для кораблей (в частности, в Йоканьгской бухте приступили к постройке базы). На Север стали приходить военные корабли, ставшие основой для будущей флотилии Северного Ледовитого океана.

Флотилия Северного Ледовитого океана

30 января 1916 года императорским указом был образован отряд обороны Кольского залива. Через 6 месяцев он был расширен до флотилии. Однако источников, откуда можно было взять боевые корабли, оказалось немного. Часть боевых единиц пришла из Японии — причём это были русские суда, затопленные в годы Русско-японской войны и впоследствии поднятые на поверхность и отремонтированные. Среди них, например, «Полтава» (переименованный в «Чесму»), «Пересвет» и легендарный «Варяг». Корабли прибыли на Север России лишь зимой 1916−1917 года. Помимо этих судов флотилия была усилена крейсером «Аскольд» и другими вспомогательными судами, прибывшими в Романов-на-Мурмане с Тихого океана.

5.jpg
«Полтава» /"Чесма"/ в 1915 году. (commons.wikimedia.org)

Однако боевое соединение не могло в полном объёме выполнять возложенные на него задачи. Траление и постановка минных заграждений, охота за немецкими подлодками, сопровождение конвоев с ценными грузами — всё это русский флот делал во взаимодействии с британскими союзниками, чьи морские силы в регионе были более боеспособными. Это касалось не только кораблей: английские консультанты работали на железных дорогах и в портах Севера России.

6.jpg
Британские корабли на рейде Мурманска, 1918 год. (commons.wikimedia.org)

Русские корабли вместе с британскими союзниками успешно выполнили задачи, не допустив попыток противника перекрыть снабжение. Лишь 2% от общих грузов оказались на морском дне. Однако октябрь 1917 года стал поворотным в истории флотилии.

Дальнейшая судьба флота

В отличие от Черноморского и Балтийского флотов, на Севере позиции большевиков не были сильными. После февраля 1917 года в местных Советах главенствующее положение получали в основном меньшевики или эсеры. Им приходилось тесно сотрудничать с английскими офицерами, которые уже в годы Первой мировой войны получили фактически полный контроль над областью.

С началом интервенции практически вся флотилия Северного Ледовитого океана перешла под контроль британцев. Для борьбы с ней большевикам пришлось создавать Северодвинскую флотилию, действовавшую с переменным успехом на северных реках. С течением времени суда бывшего императорского флота англичане отдали во владение вооружённым силам правительства Северной области, однако воспользоваться ими белые не успели. Не было моряков (британцы формировали команды кораблей исключительно из соотечественников), а их техническое состояние оставляло желать лучшего. В 1920 году при эвакуации белых армий наиболее боеспособные суда ушли в Европу, большевикам остались фактически обломки бывшей флотилии.

Из них и Северодвинской флотилии большевики в 1920 году, после изгнания белых, образовали Морские силы Северного моря. Им предписывалась охрана побережья и прикрытие судоходства. Однако технические неисправности давали о себе знать. Спустя три года отряд был расформирован. Советская Россия лишилась флота на Севере.

Но ненадолго. В 1933 году на свет появилась Северная военная флотилия, которая уже через 4 года превратилась в Северный флот. Первые корабли нового соединения во главе с эсминцами «Рыков» и «Урицкий» прибыли по Беломорканалу. Именно эти суда станут основой морских сил, с честью выполнивших боевой долг в годы