26 октября 2023

70 лет назад американцы проехали на Кадиллаке 10 000 километров... без остановок!

6238d0849e62c42fc2bf6db647b76761.jpg

Осенью 1952 года американец Луи Маттар, с товарищами, совершил эпичное путешествие от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка и обратно длиной более 10 000 километров (6,320 миль) на автомобиле Cadillac. Чего здесь эпичного? А дело в том, что поездка была совершена… без остановок. Вообще без остановок! Это уже достойно героев романов Жюля Верна.


d08d01d412bb6044967db9cc46c1693b.jpg

Луи Маттар родился в сердце автомобильной промышленности США – Детройте и разработал множество устройств и рационализаторских предложений для автопроизводителей, а также тральщик для ВМФ США. Но его высочайшим достижением, без сомнения, является модифицированный Cadillac Fleetwood 1947 года, над которым инженер трудился несколько лет, дабы в компании пары друзей совершить безостановочное путешествие от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка и обратно. Интересно, что, не удовлетворившись приключениями поездки, через пару лет граждане совершили безостановочную поездку через весь континент – из Анкориджа, Аляска, до Мексики и расстояние было уже гораздо больше 10 000 километров!

0b72c4372765016b159cf25dba6ad69b.jpg

Изначально Cadillac модернизировался под нужды семьи Маттра, любившего отдых на природе в отдаленных от цивилизации местах, поэтому первые доработки касались комфорта в поездках. В автомобиле появился биотуалет (насколько «био» он мог быть в начале 1950-х…), дух, телевизор, холодильник, кухонная раковина и бар. Также был установлен радио-телефон, способный функционировать в определенных условиях через базовые станции, размещенные по всей стране. Имелся большой бак для чистой воды, стиральная машина, а также утюг и гладильная доска, хотя супруга изобретателя не была уверена в их необходимости ;) Отдыхать едем или заниматься постирушками?!

Когда дело дошло до планирования безостановочного путешествия длиной более 10 000 километров, пришлось придумывать способы обслуживания и заправки автомобиля на ходу. Выдвижные платформы по бокам автомобиля позволяли двум членам экипажа работать под капотом, пока третий вел машину. Окна в капоте позволяло видеть дорогу, даже когда капот был поднят. Прицеп, буксируемый Кадиллаком, имел в задней части, своего рода внутренний дворик для отдыха и развлечения журналистов, запрыгивающих на борт, когда Маттар медленно перемещался по городам.

831887e05d0ff7352f2df5714f9b14e3.jpg
В компании изобретателя не абы кто, а мисс Сан-Диего! Впечатляет телевизионная антенна на борту прицепа.

Прицеп не предназначался исключительно для отдыха, в нем хранились запасные колеса, запчасти на случай непредвиденных обстоятельств, дополнительный запас воды, моторного масла и бензина. Дозаправка выполнялась тоже на ходу, на аэродромах, примерно как заправляют самолеты в воздухе. Питание электроприборов Cadillac обеспечивалось специально собранными мощными аккумуляторами, заряжаемыми отдельным генератором с приводом от двигателя.

adf965f435a8324bd990b2769c0778c2.jpg

В 1950-х годах химическая промышленность еще не могла обеспечить длинные интервалы между заменами моторного масла (рекомендованный интервал составлял 2000 миль или 3200 километров), поэтому Луи Маттар разработал систему, автоматически менявшую масло в двигателе каждые 1000 миль. Другая система автоматически пополняла радиатор системы охлаждения при необходимости. Качество дорог тогда оставляло желать лучшего поэтому пришлось подумать и о смене пробитых в пути колес. Встроенный гидравлический домкрат с «колесиком» приподнимал машину, один из членов экипажа, стоя на платформе снимал колесо и ставил новое, а автомобиль не прекращал движение! Накачивалась шина бортовым компрессором. Нужно было только снизить скорость примерно до 25 км/ч, чтобы «шиномонтажников» не сдуло…

00a55c70f888c030c417c26d0741a8fd.jpg

aca45bb8797c7533e2a0b14d69fd75d3.jpg
Демонстрация смены колёс на ходу

Механические проблемы – далеко не все препятствия на пути. Нон-стоп значит нон-стоп: экипаж не собирался останавливаться даже на светофорах в городах! Пришлось заранее договориться с дорожной полицией для сопровождения.

9586108b1267c490006f48ef029b6700.jpg
А начиналось всё с автомобиля - гостиничного номера. Причём, класса люкс!

Луи Маттар потратил 7 лет и 35 000 долларов (сегодня это уже более 400 000 долларов)! Скончался искатель приключений в 1999 году в возрасте 89 лет и его Cadillac достался по наследству внуку, который любезно предоставил семейную реликвию в Автомобильный музей Сан-Диего, где жил и работал Луи Маттар.

4680a5bca0aab5c27ff54b995c8f227d.jpg

История, конечно, интересная, но получали ли члены команды Луи удовольствие от путешествия?! Скорее всего, это была тяжёлая работа! Но внимание прессы и обывателей всё окупало. Одна встреча с мисс Сан-Диего чего стоит