26 июля 1961 года на Горьковском автозаводе начался серийный выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-53, ранее эта модель комплектовалась двигателем от ГАЗ-51. Грузовик стал самым распространенном на территории СССР и выпускался до 1993 года. Всего произведено 4 млн образцов.
ГАЗ-53 легендарная машина, на базе которой было выпущено множество модификаций. История грузовика действительно долгая. За все время производства показывал себя только с хорошей стороны. Он легко подвергался ремонту, даже в полевых условиях. Прост в конструкции, был не дорогой в обслуживании, а проблем с запчастями не было.
Процесс создания нового автомобиля в послевоенное время занимал длительное время. Технологии конструирования и испытания значительно отличались от современных. Тогда было обычным делом начинать проектирование новой модели после начала производства ранее созданной. Так произошло и с газовским грузовиком третьего поколения.
Почему начали проектировать ГАЗ-53?
После постановки на производство ГАЗ-51 конструкторы Горьковского автозавода задумались о новой модели советского грузового автомобиля, которая должна была стать технически совершеннее, с меньшими эксплуатационными затратами, большим пробегом, вести больше груза с большей скоростью и не отставать от лучших мировых образцов.
Немаловажным требованием к будущему грузовику была его обязательная унификация с предыдущей моделью для снижения затрат на подготовку производства, потребление низкосортного бензина, так как производство нужного количества бензина с высоким октановым числом было ещё не наложено. Требования взаимоисключающие и противоречивые, но их следовало воплощать в жизнь.
Осложняющим задачу проектировщиков моментом было отсутствие двигателя другой конструкции, который бы был мощнее, потреблял разнообразный бензин, выдерживал перегрузки в разных условиях эксплуатации, не требовал вмешательства квалифицированных специалистов при обслуживании и ремонте, мог ремонтироваться, как говорится, «на коленке» и при всём этом иметь высокий ресурс. Из довоенной рядной «шестёрки» «выжимали» всё возможное.
Вы понимаете, что нужно было из дерма сделать конфетку. О советских автомобилях сложилось общее представление, что они низкокачественные, что за бугром в разы лучше делают, что наши автомобилестроители вообще машин делать не могут. Мне кажется это глубокое заблуждение. Если учесть все перечисленные обстоятельства, так нашим отцам и дедам нужно памятники ставить, что они создавали машины не благодаря стечению благоприятных обстоятельств, а вопреки всем препятствиям, которые стояли на их пути.
Кто придумал ГАЗ-53?
Одну из главных ролей в создании третьего поколения горьковских грузовиков сыграл А.Д. Просвирин. Юность Александра Дмитриевича была осложнена политической ситуацией в стране. В возрасте 23-х лет, не завершив обучение в авиационном институте, он попадает на Горьковский автозавод, с которым будет связана вся его последующая жизнь. Можно сказать, что в каждой машине Горьковского автозавода есть частица труда этого удивительного человека.
Не менее важная роль в создании третьего поколения грузовиков Горьковского автозавода принадлежит конструкторам, которые вели проект ГАЗ-53. Это Шихов Б.И. — специалист по компоновке, вложивший в машину все свои знания и опыт проектирования предыдущих моделей и принимавший участие в неоднократно переиздававшихся книгах о горьковских грузовиках 52-й, 53-й и 66-й моделей.
Вторым ведущим конструктором этой модели был ученик и соратник Б.И. Шихова, уроженец Горького, прошедший с автозаводом всю свою жизнь – В.Д. Запойнов. Валерий Дмитриевич, будучи молодым специалистом, начинал с проектирования узлов ГАЗ-53, продолжил конструкторскую деятельность как ведущий конструктор нескольких проектов, наставник и учитель молодых специалистов.
Создание двигателя ГАЗ-53 было поручено П.Э. Сыркину. Павел Эманнуилович был родом из Белоруссии, в три года вместе с семьёй попал в Горький, которому отдал всю свою жизнь. На автозавод он поступил в 50-м году после военного лихолетья и окончания ВУЗа. Знания и присущая ему настойчивость позволили быстро завоевать авторитет в коллективе и возглавить проектирование мотора ГАЗ-13, дефорсированный вариант которого стал «сердцем» грузовика.
Третье поколение грузовиков Горьковского автозавода продержалось на конвейере свыше трёх десятков лет, разлетевшись миллионами экземпляров по Союзу и зарубежным странам от Крайнего Севера до тропического юга. Некоторые экземпляры легендарных советских автомобилей в настоящее время верой и правдой служат своим хозяевам и пользуются у них заслуженным уважением.