Когда-то в рубрике, посвященной тракторам, у меня был пост про славный тягач «Коминтерн». Так вот, на тот момент я думал, что до наших дней не уцелело ни одного из приблизительно 1500 собранных экземпляров, попадались лишь заметки об отдельных деталях и узлах, найденных копателями.
Я знал, что мастерская Шаманского работает над восстановлением одного «Коминтерна», работы велись чуть ли не в секретной обстановке, информации о нем толком не было. Парни работали не покладая рук, но любой человек, который сталкивался с реставрацией хотя бы «Запорожца» понимает, насколько может быть сложным и растянутым во времени процесс, особенно поиск аутентичных запчастей.
Что уж говорить о машине, выпуск которой прекратился в 1940 году (производство началось в 1934-м), и большая их часть была утеряна на фронтах Великой Отечественной, ведь это был военный артиллерийский тягач.
Тем не менее, реставраторы совершили настоящий подвиг, и воссозданный из руин «Коминтерн» появился на слёте «Моторов войны», став там самой интересной машиной, так сказать, изюминкой выставки. Еще бы, ведь второго такого в мире просто не существует.
Расскажу вкратце о технических характеристиках машины. «Коминтерн» выпускался в Харькове, на паровозостроительном заводе. В конструкции всего понемножку, от существовавшей в то время техники.
Кабина, здесь без трудов угадывается ЗИС-5, всё верно, именно от этого легендарного советского грузовика её и позаимствовали. Ходовая часть от танка Т-24, который так и не пошел в серийное производство.
В движение эту махину приводит бензиновый четырёхцилиндровый мотор объемом, внимание, 15 литров. Максимальная скорость около 30 км/час, но она не была важным показателем, важнее была тяга, ведь одним из назначений тягача была эвакуация неисправных танков, с чем он вполне себе справлялся.
Обратите внимание на радиатор, он здесь модульный, состоит из отдельных секций. Такое решение было типичным для тракторов начала прошлого века, например, Ланц – Бульдог, тоже оставивший свой след в истории, имел такие же радиаторы охлаждения. Кстати, это было удобно, ведь при протечке одной секции её можно было заменить, или в крайнем случае, заглушить, и продолжать работу.
Процесс восстановления «Коминтерна» завершен еще не до конца, но главное – он ездит своим ходом, он практически полностью в аутентичном виде, и он – единственный такой в мире на данный момент.
Насколько я знаю, найдены еще два «Коминтерна», они в плачевном состоянии и когда будут восстановлены – не известно. Oldtimer