Так как федеральная армия носила традиционные для армии США синие мундиры, мятежники-конфедераты для отличия от противника избрали другой форменный цвет – серый. Мне кажется, данный естественный для шерсти и сукна цвет был избран южанами из-за понимания того, что слабо развитой промышленности Юга будет трудно найти достаточные объемы красителей для окраски мундиров многочисленной армии. Тем не менее, хотя южанами был избран цвет, не требовавший окраски многих видов тканей, и снабженцам удалось одеть большинство офицеров Конфедерации в серые мундиры, далеко не все рядовые и сержанты армии Юга смогли получить такое же обмундирование. Из-за слабой материальной базы значительная часть войск южан была одета, вооружена и экипирована без малейшего соблюдения каких бы то ни было правил, и многие воинские подразделения Конфедерации выглядели довольно пестро, мало походя внешне на регулярную армию.
ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ АРМИЙ ЮГА
Вообще, если сравнивать системы снабжения воюющих сторон оружием, боеприпасами, провиантом и прочим необходимым для армии имуществом, огромное материальное превосходство Севера над Югом становится особенно заметно. На фоне того, какой недостаток испытывал аграрный Юг буквально во всем, федеральные солдаты по меркам южан просто «купались в роскоши». И если благодаря закупкам в Европе конфедераты еще смогли более-менее успешно организовать снабжение армии оружием и боеприпасами, то по всем остальным статьям снабжения Юг не мог похвалиться такими же успехами. Особенно плохо обстояли дела со снабжением армии конфедератов именно обмундированием и обувью – ведь своей текстильной промышленности на Юге не было. Правда, в ходе войны южанам все же удалось создать сеть фабрик по производству обмундирования, но их мощности не хватало, чтобы покрыть нужды конфедеративной армии. В результате многим солдатам-южанам пришлось самим позаботиться о своей униформе. Нередко они шили ее из домотканой материи или облачались во взятую в федеральных арсеналах и снятую с убитых северян униформу армии США. Чтобы кто-нибудь не спутал их с «грязными янки» и не пристрелил, конфедераты перекрашивали трофейные мундиры с помощью самодельного красителя, изготовленного из скорлупы грецкого ореха, отчего те приобретали желто-бурый оттенок. Из-за недостатка у южан фабрично изготовленного обмундирования эта ореховая желтизна самодельных мундиров постепенно начала распространяться по войскам, вытесняя благородный серый цвет формы конфедератов, и вскоре добрая половина всех мятежных армий щеголяла в «ореховых» мундирах. Именно из-за этого северяне стали называть конфедератов «Серыми орехами»… Правда, изобретательность или щедрость некоторых генералов, тративших собственные средства на экипировку своих частей, позволяли иногда некоторым подразделениям Конфедерации иметь достаточно воинственный вид, но десятки тысяч патриотов Юга сражались одетые, как голодранцы.
Еще хуже, чем с летней формой, обстояло дело с зимней одеждой. С наступлением холодов многим южанам, не имевшим шинелей, пришлось прибегать к реквизиции имущества гражданских лиц. Особой популярностью пользовались отобранные у мирных жителей ковры, посередине которых южане прорезали дырки для головы и носили их наподобие мексиканских пончо. Мародерство вообще было одним из главных источников снабжения южан – как обмундированием, так и провиантом. Особенно отличались в этом отношении техасцы, всегда бывшие впереди: и в бою, и в грабеже. Так, например, в марте 1863 года бойцы Техасской бригады, утерявшие в боях головные уборы, целыми партиями прятались в засадах у дорог и, как только появлялся пассажирский дилижанс, издавали боевой клич мятежников и стреляли в воздух. Пассажиры высовывали головы из окон, чтобы посмотреть, что происходит, а выскочившие из засады техасцы сбивали прутьями с их голов шляпы, и исчезали с захваченной добычей…
Крайне плохо обстояло дело и со снабжением обувью – ее почти не было. Босоногостъ значительной части личного состава армии Конфедерации была столь обычной, что на нее почти перестали обращать внимание. Обувь на войне изнашивается быстро; однако скудность запасов и зачаточная промышленность сделали проблему ее замены почти неразрешимой. Конечно попытки исправить положение предпринимались, но всякий раз заканчивались неудачей. Так, например, фабрики Юга начали выпускать армейские ботинки на деревянной подошве и с парусиновым верхом. Такая обувь устроила все руководство Конфедерации (вообще-то ходившее в кожаных сапогах), но никак не пехотинцев, которым и приходилось совершать многокилометровые переходы в этих «колодках». Не помогли решить проблему «босоногости» и «мокасины генерала Лонгстрита», который осенью 1862 года, приказал шить тапочки из искусственной кожи. Однако эти «мокасины» разваливались прямо на ногах в считанные недели, а иногда и дни. Из-за неразрешимой проблемы обуви многие солдаты-южане прошагали немало миль босыми ногами по холодной дорожной грязи и глубокому снегу…
«Оборванец генерала Ли» в походе
Нехватка обуви и обмундирования превращала армию конфедератов в живописное сборище оборванцев, которое, если отнять у них оружие, выглядело бы вполне уместно на любой церковной паперти. Лишения, переживавшиеся конфедератами, могли привидеться богатому промышленному Северу разве что в кошмарном сне. Остается только удивляться силе духа и стойкости этих босых, полуодетых, часто голодных людей, которые, несмотря ни на что, сражались и одерживали победы.
Но понятно, что полуголодные, кое-как одетые «серые солдаты» просто не могли упустить случая, чтобы восполнить свой ободранный гардероб и поесть. Это и приводило к мародерству – как на поле боя, так и на захваченных у врага территориях, а иногда даже в собственном тылу. Ведь зачастую даже при наличии необходимого снаряжения и продовольствия многие солдаты не могли его получить. Интенданты в военных магазинах отказывали солдатам в самом необходимом лишь по причине, что они не принадлежали к войскам того штата, на территорию которого их забросила война. «Местничество» - один из самых главных недостатков Конфедерации. Оно сыграло немалую роль в поражении южан: большинству конфедеративных штатов так и не удалось поставить общий интерес над своими частными интересами. Лучшим примером пагубности такой политики может служить случай, произошедший в последнюю военную зиму: интенданты Северной Каролины отказали трясущимся от холода войскам генерала Ли (главнокомандующего Конфедерации!) в форме и одеялах, которые тысячами лежали у них на складах. В результате стойкость голодных и обмороженных солдат поколебалась, и они не смогли сдержать напор федеральных войск…
УСТАВНАЯ ФОРМА И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ АРМИЙ ЮГА
Как уже говорилось, многие полки и бригады конфедератов из-за пестроты своего обмундирования, зачастую добытого неведомо где и неведомо как, походили не на регулярные войска, а на какую-то бандитскую шайку бродяг. Что же касается уставных элементов формы южан, то они более-менее соблюдались только среди офицеров и генералов (хотя и среди высших командиров Конфедерации иногда встречались «орехи»). Так же близкий к уставному вид имели те части, командующие которых были особо предприимчивы в деле снабжения, либо достаточно богаты и щедры, чтобы обмундировать свои войска за собственный счет.
Официально утвержденная форма Конфедерации состояла из серого длиннополого сюртука с цветными воротником, манжетами и выпушкой (парадная форма) или серого короткого мундира (рабочая форма). Пехота отличалась небесно-голубыми воротниками, кавалерия – желтыми, артиллерия – красными. Парадные сюртуки всех военнослужащих имели два ряда пуговиц, рабочие мундиры – один ряд. Эту форму дополняли брюки и кепи небесно-голубого цвета, либо черная или серая фетровая шляпа. Причем кепи, поначалу голубые, очень скоро стали серыми (из-за нехватки красителей), а впоследствии из-за трудностей снабжения почти полностью исчезли из войск – их сменили шляпы самых немыслимых образцов и цветов, которые интендантам было легче достать, конфисковав у местного населения. Знаки различия военнослужащих Юга значительно отличались от таковых в войсках Федерации. Южане отказались как от эполет, так и от контрпогон (хотя на фотографиях той поры изредка встречаются конфедераты с контрпогонами на плечах – видимо, в трофейных мундирах). Звания военнослужащих Юга размещались на воротниках сюртуков (звезды и шевроны), а так же на рукавах офицеров и генералов нашивались «венгерские узлы» из желтых шнуров, которые в войсках получили непочтительное прозвище «куриные кишки».
Генералы Конфедерации носили на воротниках три звезды в венке; «куриные кишки» на рукавах состояли из четырех рядов галуна. Пуговицы на генеральских мундирах располагались в два ряда; у генерал-лейтенанта группами по 3 пуговицы, у генерал-майора и бригадного генерала – группами по 2 пуговицы. Генеральские поясные шарфы имели желтый цвет; на брюках – двойные желтые лампасы. Однако эти уставные знаки многими генералами постоянно нарушались: некоторые носили на воротниках звезды увеличенных размеров без венка, другие не соблюдали уставное расположение пуговиц. Поэтому по имеющимся знакам различия зачастую было очень трудно определить конкретное звание генерала и его положение в армейской иерархии Конфедерации.
Знаки различия генералов и офицеров конфедеративной армии Юга
Штаб офицеры имели на рукавах трехрядный «венгерский узел»; пуговицы располагались в два ряда равномерно (это было типично и для всех остальных чинов). Полковник имел на воротнике 3 звезды, подполковник – 2, и майор - 1. Поясной шарф у полковника и подполковника – желтый, у майора – красный.
Обер-офицеры так же носили поясной шарф красного цвета. На рукавах капитана красовался двухрядный галун, на воротнике – 3 шеврона. 1-й лейтенант имел на воротнике 2 шеврона и однорядную «куриную кишку» на рукавах. 2-й лейтенант «венгерских узлов» не носил, его звание обозначалось одним шевроном на воротнике.
Сержантские звания в целом обозначались так же, как и на Севере – фигурными голубыми нашивками на рукаве мундира у плеча. Поясные шарфы сержантов (если они вообще были в наличии) – голубого цвета.
Знаки различия сержантского состава армии конфедератов
Несмотря на то, что конфедераты во всем противопоставляли себя северянам, они оставались такими же американцами - крайними индивидуалистами, патологически свободолюбивыми людьми. Поэтому у южан, как и у федералов, нарушение уставной формы одежды было почти обязательным явлением, что при описанных выше недостатках снабжения делало вид южных воинов еще более пестрым и разнообразным. В ходе боевых действий многие генералы и офицеры Конфедерации приобретали вполне штатский вид, расстегивая свои мундиры нараспашку; часто надевая «цивильные» элементы одежды, или одновременно сочетая на себе элементы как парадной, так и рабочей формы, и гражданского платья. И если такое нарушение устава было типичным даже среди более-менее нормально снабжавшегося командного состава, то что уж говорить о рядовых солдатах, зачастую предоставленных самим себе в деле в деле обмундирования и обеспечения едой…
ОБРАЗЦЫ ФОРМЫ РАЗЛИЧНЫХ РОДОВ ВОЙСК АРМИИ КОНФЕДЕРАЦИИ
Все выше представленное относится к тем немногим частям регулярной армии Конфедерации, которым удавалось обмундироваться в уставную форму. Гораздо более многочисленными в армии мятежников были подразделении, одевавшиеся «как Бог на душу положит», и добровольческие волонтерские части, спешно создававшиеся в ходе войны. Поначалу, как и на Севере, для привлечения добровольцев в подобные подразделения организаторы использовали создание вычурной, необычной формы, которая должна была стимулировать интерес людей к военной службе. Однако в отличие от федеральной армии, носившей свои опереточные наряды вплоть до конца войны, яркая «попугайская» форма южан очень быстро растворилась в массе более скромных блеклых мундиров, и различных элементов гражданской одежды, добытых мародерством. К тому же патриотически настроенные граждане южных штатов не нуждались в дополнительной стимуляции для своей отваги – ведь они знали, за что сражались. Поэтому к концу войны волонтерские части Юга полностью потеряли свой первоначальный блеск – подобно солдатам регулярной армии, волонтеры снабжали себя сами, используя как трофейную форму, так и самые разные элементы гражданской одежды, конфискованные у местного населения.
Подобно северянам, южане так же не избежали увлечения экзотикой того времени – формой зуавов (африканских солдат французской армии). Однако в отличие от федералов, конфедеративные подразделения зуавов очень быстро отошли от модной формы. Изношенные в дальних походах и боях экзотические мундиры, как правило, было просто невозможно заменить. Поэтому уже во второй половине войны конфедеративные подразделения зуавов практически ничем не отличались от остальных армейских и волонтерских частей Юга, сохраняя только свои названия и (в лучшем случае) красные кепи; встретить в этих полках солдата, одетого именно в «зуавскую» форму, можно было только с огромным трудом…
ОБРАЗЦЫ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРСКИХ ЧАСТЕЙ АРМИИ ЮГА
Особенностью армии Конфедерации было наличие большого количества волонтерских конных частей. Кавалерия являлась главным козырем конфедератов, позволявшим войскам Юга вести маневренную войну, и внезапными стремительными ударами побеждать медлительного противника. Южные штаты были в основном сельскими, и потому имели массу населения, обучавшегося верховой езде с самого детства. В результате с началом войны десятки тысяч добровольцев на собственных лошадях устремились на защиту своих земель, что позволило руководству Конфедерации сформировать огромное количество волонтерских кавалерийских полков. Во многом благодаря именно этим частям южане в течение первых двух лет войны одерживали блестящие победы над федералами. Однако, подобно пехоте Конфедерации, волонтерские кавалерийские части снабжались от случая к случаю, в основном экипируясь собственными силами. В результате кавалерия южан была одета и вооружена без соблюдения каких-либо правил, и отличалась огромным разнообразием как мундиров, так и оружия…
Однако в ходе войны южная волонтерская кавалерия постепенно таяла: боевые потери в людях еще можно было восполнить, но вот конский состав восстановить было труднее. Возместить добровольцу, пришедшему на службу со своим конем, стоимость лошади в случае ее гибели, командование не спешило, в результате чего кавалерист поневоле превращался в пехотинца. В результате к концу войны численность южной кавалерии заметно уменьшилась, в то время как у северян количество кавалерийских частей постоянно возрастало. И на последнем этапе боевых действий инициатива перешла в руки федералов…