Правда, стоит отметить, что самоходный 420-мм миномет лишь «пугал» иностранных гостей СССР и не более того. Хотя даже одного взгляда на эту установку со стволом длиной 20 метров было достаточно, чтобы в голове смотрящего возникал здоровый скепсис по поводу того, может ли эта артсистема вообще стрелять и не развалиться ли при первом же выстреле. 406-мм самоходка 2А3 была чуточку скромнее, поэтому на страницы журнала Life, в отличие от миномета 2Б1 «Ока», не попала.
Показать кузькину мать
«Показать кузькину мать» – устойчивое идиоматическое выражение, знакомое любому жителю бывшего СССР. Считается, что в широкий оборот фразу ввёл Никита Сергеевич Хрущёв, употребив во время политических встреч с американским руководством в 1959 году. Так фраза получила ещё и международную известность.
Данное словосочетание лучше всего подходит для описания советской программы создания ядерной артиллерии. Программу запустили в ответ на американские разработки. В США в мае 1953 года успешно испытали экспериментальную 280-мм артиллерийскую установку, которая на полигоне в Неваде осуществила выстрел ядерным боеприпасом. Это было первое в истории испытание ядерной артиллерии с выстрелом настоящим боеприпасом с ядерной боеголовкой мощностью 15 кт.
Испытания не прошли незамеченными и вызвали ответную реакцию со стороны СССР. Уже в ноябре 1955 года вышло постановление Совета министров СССР по созданию ядерной артиллерии. Постановление развязывало руки советским конструкторам и инженерам. Работы доверили КБ ленинградского Кировского завода, который отвечал за шасси для необычных САУ, и Коломенскому специальному КБ машиностроения, где начали разрабатывать артиллерийскую часть.
В скором времени на свет появились настоящие артиллерийские монстры, которые умудрились разместить на видоизменённом шасси серийного тяжелого танка Т-10М (ИС-8). Шасси слегка подросло, увеличившись на один опорный и на один поддерживающий каток применительно к каждому борту. При этом больше всего поражал выбранный калибр: 420-мм для атомного миномета и 406-мм для артиллерийской установки.
С таким калибром артсистемы могли показать кузькину мать кому угодно, если бы выпущенный ими боеприпас долетел до цели. К счастью, ни в каких боевых действиях им участвовать не пришлось. При этом стоит сказать, что опыт создания 406-мм орудий в стране на тот момент уже был.
Ещё до начала Второй мировой войны в СССР в рамках программы создания большого океанского флота планировалось построить серию суперлинкоров. Вооружать их планировалось как раз 406-мм артиллерией главного калибра. 406-мм морская пушка Б-37 в составе опытной одноствольной полигонной установки МП-10 даже приняла участие в обороне Ленинграда. Испытания и реальный боевой опыт применения данного орудия позволяли советским конструкторам работать в этом направлении и после войны.
Что мы знаем об установке «Конденсатор 2П»
Достоверные технические сведения об артиллерийской установке «Конденсатор 2П» найти сегодня очень трудно. Причём часть этих сведений слабо согласуется с внешним видом установок. Благо до наших дней дошло большое количество фотографий, а также сохранившийся экземпляр, который хранится под открытым небом в Москве в Центральном музее Вооружённых Сил.
Практически во всех источниках указывается, что масса установки 2А3 «Конденсатор 2П» составляет 64 тонны. При этом вес миномета «Ока» указывается на уровне 54-55 тонн. Внешне же 420-мм самоходный миномет выглядит гораздо крупнее, в первую очередь за счёт более длинного ствола. Других существенных отличий у установок практически нет.
Обе они были построены на элементах шасси тяжелого танка Т-10М, который первоначально назывался ИС-8. Шасси было увеличено за счёт добавления на каждый борт одного опорного и поддерживающего катков (8+4) соответственно. При этом корпус был существенным образом переработан. Шасси для самоходной артиллерийской установки особой мощности «Конденсатор 2П» получило обозначение объект 271.
Практически без изменений САУ «Конденсатор 2П» досталась силовая установка тяжелого танка Т-10М. На данной самоходке был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б. Двигатель рабочим объёмом 38,8 литра развивал максимальную мощность на уровне 750 л.с.
Специально для «Конденсатора» инженерами ЦКБ-34 была разработана 406-мм пушка, получившая обозначение СМ-54. Максимальная дальность стрельбы оценивалась в 25,6 километра. Всего было выпущено четыре таких орудия, по числу выпущенных затем самоходных артиллерийских установок. В некоторых источниках указывается, что длина ствола данного орудия составляла 30 калибров (12,18 метра). Это похоже на правду, если учесть, что ствол установки визуально существенно короче, чем у «Оки» (почти 20 метров).
В вертикальном положении наведение орудия происходило при помощи гидроприводов, наведение в горизонтальной плоскости велось только за счёт поворота всей установки. Для более точной наводки механизм поворота артустановки был связан со специальным электродвигателем. Для заряжания орудия боеприпасами применялось специальное оборудование. Заряжание выполнялось только при горизонтальном положении ствола.
Специально для советской ядерной артиллерии специалистами из закрытого города Сарова в Нижегородской области были разработаны уникальные боеприпасы. В 2015 году в рамках проведения выставки, посвящённой 70-летию атомной отрасли, посетителям демонстрировался 406-мм ядерный снаряд для САУ 2А3 «Конденсатор 2П».
Самоходная артиллерийская установка особой мощности предназначалась для выведения из строя важных целей: аэродромов, крупных промышленных объектов, транспортной инфраструктуры, штабов и скоплений войск противника. Для этих целей в Сарове разработали ядерный заряд РДС-41 для 406-мм артиллерийского снаряда. 18 марта 1956 года прошли успешные испытания данного заряда на Семипалатинском полигоне. Причём на вооружение 406-мм атомный снаряд официально не принимался.
Судьба проекта
Как и у атомного миномета 2Б1 «Ока», у «Конденсатора» не было успешной и долгой военной карьеры. Созданная в количестве четырех экземпляров установка регулярно, начиная с 1957 года, появлялась на парадах. По сути, этим роль «царь-пушки» периода правления Никиты Сергеевича Хрущёва и ограничивалась. Генсек делал ставку на ракетную технику, поэтому при первых же успехах в области создания тактических ракетных комплексов о ядерной артиллерии сверхкрупных калибров в Советском Союзе благополучно забыли.
Несмотря на это, свою задачу необычные артсистемы выполняли. Как писал Юрий Михайлович Мироненко, специалист в области создания различных образцов бронетехники и специальной техники на танковой базе, который принимал участие в испытаниях «Конденсатора», впечатления от необычной САУ у него остались весьма специфические.
По словам Мироненко, разработчики не до конца учли длину и очень большую динамическую силу отката, которая действовала на гусеничное шасси в момент выстрела из 406-мм нарезного орудия. По его словам, первый выстрел из установки произвели в Ленинграде на Ржевском артиллерийском полигоне в паре километров от кольца трамвая № 10. По воспоминаниям инженера, при испытаниях установок крупных калибров граждан в принудительном порядке загоняли с улицы в специальные укрытия.
В момент выстрела из 406-мм орудия всё, что покрывало землю в радиусе 50 метров, оказалось в воздухе, видимость некоторое время была нулевая. Не видно было ничего, в том числе многотонной артиллерийской установки, которая только что отправила в воздух 570-кг снаряд. Специалисты бросились к самоходке и по мере приближения замедлили ход, пребывая в глубокой задумчивости. Вид того, что осталось от грозной машины, присутствующих на испытаниях людей не воодушевлял.
В результате проведённых испытаний со стрельбой имитатором ядерного боеприпаса были отмечены: срыв с креплений коробки переключения передач, разрушение оборудования, повреждение ленивцев, откат боевой машины на несколько метров. Конструктивные ошибки, которые были допущены при разработке, исправлялись, но существенно улучшить ситуацию вряд ли представлялось возможным. Работы во многом свелись к доводке готовых образцов до состояния, позволяющего участвовать в парадах, и не более того.
При этом даже в таком состоянии «парадной техники» эффект от установок «Конденсатор 2П» и «Ока» был. В годы холодной войны обе противоборствующих страны часто занимались дезинформацией друг друга и предпринимали для этого массу усилий. Вероятный противник нервничал при мысли о том, что Советский Союз обладает сверхмощной ядерной артиллерией. Ситуацию усугубляли фотографии в американской печати, которые демонстрировали советских артиллерийских монстров во всей красе.
Важным представляется и то, что не совсем удачный опыт с созданием сверхмощной самоходной артиллерии всё же был полезным. Благодаря данным наработкам в СССР те же предприятия и КБ в короткие сроки смогли создать установку, которая была принята на вооружение. Речь идёт об уникальной 203-мм САУ «Пион» (2С7), которая длительное время активно эксплуатировалась в армии СССР.