Орел «Старый Эйб» (талисман 8-го Висконсинского полка) участвует в атаке
Картина художника Дона Трояни
Начало кампании 1863 года было для северян неудачным. В январе 1863 президент Линкольн сместил с поста главнокомандующего федеральной армией окончательно потерявшего остатки престижа Бернсайда, и назначил вместо него Джозефа Хукера, прозванного «Сражающимся Джо». Реорганизовав армию, Хукер начал новое наступление на Ричмонд. План Хукера выгодно отличался от предыдущих: предполагалось не атаковать противника в лоб, а обойти его с тыла и разгромить мощным двойным ударом. Успех обещало и огромное численное превосходство северян: ведь 134.000 солдат Севера противостояло всего 65.000 солдат генерала Ли.
Новый главнокомандующий армии Севера генерал Джозеф Хукер
Противники столкнулись 30 апреля 1863 г под Чанселорсвиллем, и тут же начали маневрировать. Несмотря на двойное численное превосходство противника Ли принял решение атаковать врага. Хукер учитывал такой вариант действий противника, но он предполагал, что Ли будет атаковать всей армией сразу. Вместо этого, вопреки всем правилам, Ли разделил армию на две части. Перед противником он оставил на господствующей высоте всего 10.000 солдат генералов Эрли и Берксдейла, принявших на себя удар первой волны северян численностью 30.000 человек. А около 40.000 южан под командованием «Каменной Стены» Джексона в это время совершали обходной маневр; 1 мая они обошли правый фланг противника и вышли ему в тыл. К тому же натолкнувшийся на яростное сопротивление отвлекающего отряда Эрли и Бернсайда генерал Хукер, не подозревавший об обходе южан, совершил неверный ход. Рассчитывая увлечь за собой всю армию Ли с ее холма и истребить южан в оборонительном бою на заранее подготовленных северянами позициях, Хукер дал своим войскам приказ к отступлению. В результате господствующая над полем высота так и не была взята, а северяне потеряли инициативу.
Южане тут же воспользовались этим. 2 мая Хукер был атакован сразу с двух сторон – в лоб и с тыла. Северяне оказались в тяжелом положении; продолжавшееся весь день сражение стоило им огромных потерь. Южане непрерывно теснили федералов, выбивая их с укрепленных позиций. Но вечером положение внезапно исправилось, причем помогли в этом северянам сами южане. Генерал Джексон, планируя еще один фланговый маневр, лично проводил рекогносцировку в первых линиях, и вдруг попал под огонь собственной пехоты, которая приняла его штаб за вражеский кавалерийский отряд. «Каменная Стена» Джексон получил три пули и выбыл из строя (скончался от ран 10 мая); а принявший от него командование генерал Хилл буквально тут же попал под артиллерийский обстрел и был ранен картечью. Ранение любимца всей армии Джексона и генерала Хилла нарушило управление войсками и вызвало упадок боевого духа конфедератов; фактически с этого момента наступательные действия южан прекратились.
Сражение под Чанселорсвиллем. Смертельное ранение «Каменной Стены» Джексона
У федералов, по-прежнему превосходивших противника численностью, да еще и находившихся на укрепленных позициях, появился реальный шанс выиграть сражение. Однако Хукер фактически устранился от управления войсками, предоставив своим генералам право действовать самостоятельно. В результате они еще 3 дня вели нескоординированные между собою бои против южан. А у южан просто не хватало сил, чтобы уничтожить всю огромную армию северян, засевшую в укреплениях.
5 мая в районе полуночи Хукер внезапно собрал совет генералов и поставил перед ними вопрос об отступлении. Генералы высказались категорически против; тем не менее Хукер на правах командующего отдал приказ об отступлении. Подчиняясь приказу, войска северян ушли в Пенсильванию.
Сражение при Чанселорсвилле стало самым выдающимся достижением генерала Ли, и вершиной маневренной тактики южан в этой Гражданской войне. На стороне Хукера были все преимущества: двойное численное превосходство, полная информация о противнике, грамотный план наступления, полная обеспеченность продовольствием и боеприпасами. Причем Хукер не совершал грубых и явных ошибок. И тем не менее, он проиграл сражение. Сказалось неумение Хукера управлять армией. Неплохой командир корпусного уровня, он не сумел подняться выше, и умело использовать наличие у него не одного, а нескольких корпусов. В результате почти треть его армии (два корпуса) все три дня сражения простояла без дела.
Всего в сражении при Чанселорсвилле приняло участие 75.000 северян (46.000 так и не вступили в бой), из них около 17.000 было убито, ранено, и взято в плен - всего 13% личного состава армии.
Потери Юга были в процентном соотношении тяжелее. Армия Конфедерации потеряла около 13.000 человек (почти 22% от общего числа участников боя). Учитывая медленные темпы восстановления потерь, это был серьезный удар по боеспособности Юга. Он усугубился так же потерей некоторых грамотных офицеров, и особенно - гибелью талантливого и стойкого генерала Джексона. Адекватной замены «Каменной стене» так и не нашлось, и это сказалось на дальнейшем ходе войны.
Одержав блестящую победу при Чанселорсвилле, генерал Ли решил предпринять решающее наступление на север. Он намеревался разбить армию Союза в решительном сражении, и предложить противнику мирный договор. В июне, после тщательной подготовки, 80-тысячная армия конфедератов переправилась через Потомак и вторглась на территорию Пенсильвании - генерал Ли обходил Вашингтон с севера, планируя выманить армию северян из укрепленного района и разбить ее в поле. Для армии Союза ситуация усугублялась тем, что в это время президент Линкольн сменил командующего армией Потомака Джозефа Хукера на Джорджа Мида, тоже не имевшего опыта управления большими силами.
Джордж Мид, новый главнокомандующий Потомакской армией
9 июня у станции Бренди встретились кавалерийские корпуса северной и южной армий. Их столкновение превратилось в крупнейшее кавалерийское сражение за всю историю американского континента. В «битве при Бренди-Стейшн» со стороны федералов сражались 11.000 кавалеристов Севера, поддержанные пехотной бригадой; командовал кавкорпусом Потомакской армии генерал-майор Альфред Плезантон. Этим силам противостояли 9.500 кавалеристов Юга, поддержанных 6-ю конными батареями. Южной кавалерией руководил «Джеб» Стюарт – второй после «Каменной Стены» Джексона народный герой для всех южан. Отважный, мужественный, похожий на галантного рыцаря ушедших веков, открытый и весёлый, в шляпе с черным плюмажем и золотой звездой, он остается в памяти Юга «лучшим кавалеристом всех времен и народов», скачущим в атаку под виргинские мелодии, играемые на банджо. Однако, несмотря на его «гусарскую браваду», Джеймс Стюарт был вдумчивым и рассудительным командиром, прирожденным солдатом с инстинктивным пониманием ситуации. Отчаянный искатель приключений, любитель карт и женщин, энергичный, храбрый и решительный «Джеб» Стюарт был очень талантливым кавалерийским офицером; он отличался способностью находить выход из самых затруднительных положений, чем нередко спасал свою кавалерию в самые критические моменты.
генерал Джеймс Юэлл Браун «Джеб» Стюарт –
командующий кавалерией Конфедерации
9 июня на рассвете конница Севера в густом тумане перешла реку Раппаханок и внезапно напала на южан. Кавалеристы передовой бригады Стюарта, разбуженные стрельбой, бросились в бой фактически неодетыми, на неоседланных лошадях. Они ударили по головной колонне северян и на некоторое время остановили их наступление. Федеральная бригада была остановлена как раз перед позициями конной артиллерии, которая едва не попала в плен. Артиллеристы успели выкатить на позицию два орудия и открыли огонь по вражеским кавалеристам, прикрыв отход остальных орудий к основным силам. Затем 6-й пенсильванский кавалерийский полк бросился в атаку на батарею у церкви Сент-Джеймс, и в этой неудачной атаке понес колоссальные потери — самые высокие в том бою. Некоторые южане потом описывали атаку 6-го полка как самую «блестящую и славную» атаку той войны. В сражениях гражданской войны кавалерия обычно спешивалась и сражалась в пешем строю, но у станции Бренди из-за неожиданности и хаоса кавалеристы так и остались в седлах. В результате битва вылилась в целый ряд конных атак, причем с обоюдным применением сабель – случай, уникальный для гражданской войны в США! К тому же отсутствие связи между разрозненными и перемешанными с противником частями привело к параличу командования с обеих сторон. Полки, батальоны, эскадроны и рядовые солдаты были предоставлены сами себе и сражались самостоятельно в клубах пыли и дыма. Через три часа боя и южане, и северяне были абсолютно измотаны, а под значительной частью кавалеристов пали лошади. К счастью для Стюарта, к Бренди Стейшн подошли пехотинцы Ли, и федералы начали отступление через Раппаханнок. Через 8 часов после начала сражение завершилось вничью, однако так как поле битвы осталось за Стюартом, он заявил, что сражение завершилось победой Конфедерации. В том бою федеральная кавалерия потеряла 907 человек, а южане - 523.
Битва при Бренди Стейшн ознаменовала собой фактическое рождение федеральной кавалерии. До этого спешно организованная конница северян уступала и в боевых, и в мобильных качествам профессиональной кавалерии Юга. Теперь же она показала свою возросшую мощь и способность на равных сражаться с великолепными кавалеристами Конфедерации.
«Битва при Бренди-Стейшн» -
крупнейшее конное сражение в американской истории.
Картина художника Дона Трояни
Однако самая крупная кавалерийская битва американского континента стала лишь прологом самого масштабного и кровопролитного пехотного сражения за всю историю Америки – битвы при Геттисберге. Именно это трехдневное сражение и явилось переломной точкой в гражданской войне. Но о нем – в следующей статье…