Автобус венгерского производства Икарус-556, выпускавшийся с 1967 по 1973г. В Саратове находилось в эксплуатации сравнительно немного таких машин, тем уникальнее был сохранявшийся экземпляр для нашего города, и тем обиднее его утрата. Но обо всем по порядку, и сначала, по традиции, немного истории
В 1962 г предприятие Ikarus было на подъёме. Присоединение машиностроительного завода в Секешфехерваре позаолило расширить производство. Опыт эксплуатации автобусов Ikarus в странах соцлагеря, а также отработанные на экспериментальных моделях вроде Ikarus 555 технические решения позволили приступить к созданию новой серии моделей. И в 1962 г появились три представителя нового семейства - городской 100-местный автобус Ikarus 556, сочленённый городской автобус Ikarus 180 и междугородный автобус Ikarus 557
Новые автобусы имели целый ряд особенностей, они оснащались шестицилиндровым двигателем "Csepel" d619 мощностью 180с горизонтальным расположением который располагался под полом в базе. Подвеска представляла собой комбинацию листовых рессор, что обеспечивало отличную плавность хода и высокий комфорт. Сочленённый ikarus 180 имел управляемые колёса прицепа, что обеспечивало отличную маневренность для такой большой машины. Уже в конце 1962 г машины опытной серии были переданы для эксплуатационных испытаний потенциальным заказчикам. Так ikarus-180 проходили испытания в Эрфурте и Берлине. Междугородный ikarus 557 с конца осени 1962 г по сентябрь 1963 г прошёл 25000 затем экспонировался на выставке внгерской автомобильной промышленности. На этой же выставке были представлены ikarus 556 и ikarus 180, которые привлекли внимание посетителей
Пассажиры приняли новые автобусы, как одиночные, так и сочленённые, на ура. Ikarus 180 ставились на самые загруженные маршруты, что позволяло существенно снизить нагрузку на автобусы обычной вместимости. Часто пассажиры пропускали отечественные автобусы, чтобы ехать на полюбившихся им "Икарусах". Это ужесточило требования к техническому состоянию "гармошек", ведь если хотя бы один Ikarus 180 на маршруте выходил из строя, наступала дезорганизация движения. Нагрузка на обычные автобусы резко возрастала, что приводило к поломкам дверей, подвески, повреждениям шин. Эксплуатация Ikarus 556 и 180 в СССР столкнулась с теми же проблемами, что и эксплуатация любых импортных автомобилей. Несмотря на прилагавшиеся усилия, обеспечение эксплуатационными материалами и запчастями оставалось неважным. Если проблему масла удалось быстро решить - фирма Mogurt разрешила использование отечественного масла М-10ГФ, то с остальным дела обстояли хуже. Особенно остро ощущался недостаток деталей КПП и рулевого управления, сальников заднего моста, фильтров тонкой очистки масла. Проблему представляло и обеспечение шинами.
Поставки Ikarus 180 и 556 продолжались до снятия их с производства в 1973 г, когда началось производство новой серии Ikarus 200. По мере появления достаточного количества "двухсоток" Ikarus 556 и 180 списывались или передавались в провинцию. К олимпиаде 1980 г в Москве не осталось ни одного Ikarus 180, а через пару лет они были списаны и в других городах.
Автору не известно ни одной фотографии Саратова прошлых лет, где Икарус-556 или -180 был бы запечатлен на улицах нашего города, но тем не менее некоторое количество таких машин у нас эксплуатировалось, и после списания две из них были переданы в качестве бытовок на лодочную базу "Локомотив-2", что находится на дамбе рядом с железнодорожным мостом через Волгу у Саратова. Вот так выгледел переделанный в бытовку Икарус-556 из окна проходящего через ж\д мост поезда
все увидели сарайчик голубого цвета? Вот это и есть "Икарус".
Работники лодочной базы хорошо его "замаскировали", и тем не менее, энтузиасты ретро-техники его заметили именно из окна поезда и дали информацию о его местонахождении автору этого материала. В 2007г. автобус был детально отфотографирован, но к несчастью все сделанные тогда фотографии были утрачены. В материале использованы фотографии другого автора, сделанные в 2006г.
опытный глаз сразу заметит характерные "икарусовские" окна с узкими форточками "раннего" образца, а так же широкий маршрутоуказатель сзади.
а вот так автобус выгледел с другой стороны. Здесь уже ясно, что это именно Икарус-556. На момент съемки в 2007г. это был всего лишь третий известный экземпляр в РФ. Причем с того времени два из них утрачены, остался один-единственный в Санкт-Петербурге в очень печальном состоянии. В Москве есть отреставрированный Икарус-180 (как помните, это сочлененный вариант -556), но в чистом виде 556-й остался только в Питере.
вот такая сарайка. Работники базы сообщили, что было их два, но второй давно порезан, а этот используется как склад-бытовка.
вид внутри. ничего из оригинального интерьера в салоне не сохранилось, зато оказалось что уцелела перегородка кабины водителя, да ещё и со всеми заводскими табличками, правда, замазанными краской
самой кабины к сожалению не сохранилось, передний свес с кабиной был отрезан.
вид сзади. Даже в таком виде автобус представлял большую историческую ценность, но на тот момент не нашлось людей, готовых хоть как-то помочь с выкупом и транспортировкой. Положение усугублялось сложностью вывоза с лодочной базы, единственная дорога представляла из себя узкую полоску по дамбе с железной дорогой с одной стороны и крутым обрывом в воду с другой. Примерно через 200-300 метров дорога поворачивает под 90 грд. на ж\д переезд со множеством путей, через который весьма проблематично было бы провести трал-длинномер с таким грузом.
В 2011 г. автобус был порезан на металлолом, наш город лишился ещё одного уникального и редкого экземпляра техники прошлого.