12 июля 2021

Титан, опередивший время

10463833673_95b24cc2cf_b

92 года назад, 12 июля 1929-го, впервые поднялась в небо гигантская летающая лодка "Дорнье" Do X ("Х" в данном случае - римская десятка) - крупнейший в мире летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу "Максим Горький", однако, по максимальному взлетному весу - 58 тонн - Do X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса "Максима Горького" составляла 53 тонны.

Еще один рекорд Do X оставался непревзойденным вплоть до послевоенных времен: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 169 человек - 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая цифра в те времена, когда ни один авиалайнер не поднимал более 40 пассажиров.

Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do X переоборудовали под роскошный "летающий отель" на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.

Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году "великая депрессия", вызвавшая резкое падение спроса на авиаперевозки. В результате, на регулярные маршруты Do X так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.

Еще два экземпляра Do X были построены в 1931-1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы - тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м - отправлены на слом. В общем, Do X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свою эпоху.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_2
Первый экземпляр Do X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для сборки этого самолета фирма "Дорнье" построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_1
Первоначально на Do X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль "Юпитер" в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.

img5763
Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_8
Do X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_7
Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также - несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки и смотрелся довольно непрезентабельно.

3211802_original.jpg
Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.

3212579_original.jpg
Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа - бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.

3212200_original.jpg
В 1930 году пассажирский салон Do X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных зал с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.

uploads%2F2016%2F6%2F10%2Fdornier_11
В нем можно было с комфортом послушать радио...

Cabin (1)
Или - вздремнуть на диване, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.

3217812_original.jpg
Или - выпить и закусить в ресторане.

Engine_Swap
Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных "Юпитеров" самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс "Конкерор" по 640 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 1250 м, а максимальный (без нагрузки) - 3200 м.


dornier_do_x_2_20160424_1697357023
"Конкероры" на крыле модифицированного Do X.

bild2036n
Заливка воды в систему охлаждения.

Do_X_01_large
Do X с новыми моторами идет на взлет.

dornier_do-x_-_si-87-794qm
Взлетел!

DO-X
И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке - Do X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро, на фоне знаменитой горы Сахарная голова.

3211562_original.jpg
А потом был перелет в Нью-Йорк.

PqOK4w7
Небоскребы, небоскребы, но и я не маленький.

ImageServer
Встреча двух гигантов - летающей лодки Do X и дирижабля "Граф Цеппелин".

3217153_original.jpg
Второй экземпляр Do X с итальянскими двигателями "Фиат" A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя "Умберто Маддалена". Киль раскрашен в цвета итальянского флага.

3211058_original.jpg
Носовая часть "Умберто Маддалены" крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.

3211285_original.jpg
Do X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.

Dornier_DO-X_Rio_-_New_York_First_Flight_Cover_1931
Помимо пассажиров, Do X возил авиапочту. На снимке - конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.