12 июля 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. 1862 год – бесполезные сражения

01 (569x432, 284Kb)

В 1862 году северянам удалось добиться определенного успеха на западном театре военных действий. Главнокомандующий федеральной армией излишне осторожный генерал Мак Клеллан, постоянно переоценивавший силы повстанцев и потому не предпринимавший решительных действий, в конце концов вывел из себя президента Линкольна. И президент 27 января 1862 г. отдал приказ об общем наступлении наземных и морских сил Севера против Конфедерации.

По этому приказу две федеральные армии двинулись на армию генерала Альберта Джонстона (43.000 солдат-конфедератов), рассеянную по огромному фронту от Виргинии до Миссисипи. Армия генерала Гранта (17.000 человек) с помощью флотилии канонерских лодок переправилась при лютом морозе через реку Теннеси и захватила форты Генри и Донельсон, ликвидировав 17.000 группировку южан (при этом 13.000 конфедератов были вынуждены сдаться в плен). Тут же армии Гранта и Бьюела с разных сторон устремились на деморализованные поражением войска Джонстона, и оттеснили их из Кентукки и большей части Теннесси. Генерал южан, получив подкрепление, которое привел генерал Борегар, окопался у Коринфа, и приготовился защищаться от Гранта. Но узнав, что на соединение с Грантом идет армия Бьюэла численностью до 100.000 солдат, решил предпринять контрнаступление до того, как северяне объединятся. И 6 апреля он неожиданно, во время завтрака, атаковал войска Гранта, едва не приведя их к полному разгрому. Так началась битва при Шилохе (Шайло), одна из самых ужасных, которые проходили на западе.
Силы конфедератов старались отбросить федеральную армию от реки Теннесси и загнать в болота на западном берегу. Однако войска Гранта оказали отчаянное сопротивление; место, где северяне наиболее ожесточенно сражались, с тех пор стало называться «Осиное гнездо». В ходе яростных атак боевые порядки армии южан были расстроены; это позволило Гранту выиграть время и привести свои войска в порядок. Разозленный неудачей генерал Джонстон лично возглавил наступление; при этом он был тяжело ранен в бедро и вскоре скончался от потери крови. Принявший на себя общее командование генерал Борегар решил не продолжать атаки на позиции северян и отложил решающий штурм на утро 7 апреля. При этом самонадеянный Борегар был настолько уверен в предстоящем успехе, что отправил президенту Конфедеративных Штатов Джефферсону Дэвису телеграмму о полной победе.
Однако ночью к Гранту присоединилась армия генерала Бьюэла, и к утру соотношение сил на поле боя стало совсем другим. Федеральные войска начали контратаку по всему фронту, и южане были вынуждены отступить. На тот момент это была самая кровопролитная битва в истории США: на поле боя остались лежать более 13.000 северян и более 10.000 южан. В результате поражения конфедераты упустили последнюю возможность блокировать продвижение федеральных сил к Миссисипи.
02 (574x436, 284Kb)
Эпизод битвы при Шилохе (Шайло)

Тем не менее, несмотря на победу, на Гранта обрушился шквал критики. Его ругали за то, что он осмелился меньшими силами осадить крупную армию противника и чуть не погубил все дело; генерала называли так же кровавым виновником огромных потерь при Шилохе. Военное руководство требовало отставки Гранта, на что президент Линкольн заявил: «Я не могу отстранить этого человека - он сражается!».
В историю этой войны вошел и любопытный случай, произошедший 12 апреля 1862 года. С тех пор он известен, как «Великая паровозная гонка». В тот день группа из 20 добровольцев-северян под руководством Джеймса Эндрюса угнала у конфедератов паровоз «Генерал»; угнанный локомотив похитители направили по железной дороге, соединявшей Чаттанугу с Атлантой. По пути они срезали телеграфные провода, разбирали рельсовые пути и даже пытались сжигать за собой мосты (однако затея не удалась). Тем самым угонщики хотели прервать движение поездов, снабжавших армии Юга. Поскольку передать сообщение об угоне по повреждённому телеграфу было невозможно, южане предприняли попытку догнать налётчиков на другом паровозе. Причем в погоне принимали участие 9 железнодорожников и 11 солдат Конфедерации. В результате этой паровозной гонки налётчики всё-таки были схвачены. Восемь из них (включая Эндрюса) казнили как шпионов; остальные же спаслись (большинство бежали, а несколько попавшихся диверсантов были обменяны на пленных южан). Все оставшиеся в живых члены команды Эндрюса впоследствии стали первыми награждёнными Медалью Почёта – высшей боевой наградой США.
03 (466x333, 78Kb) 
«Великая паровозная гонка» началась

Большое значение для северян имел захват 25 апреля 1862 года Нового Орлеана, важного торгового и стратегического центра. Захват был осуществлен в ходе совместной десантной операции частей генерала Б.Ф. Батлера и кораблей капитана Д. Фаррагута.
Еще в начале марта Линкольн, уставший бороться со своим саботирующим войну генералом Мак Клелланом, которого президент прозвал «Медлителем», сместил его с поста главнокомандующего и назначил командовать восточной Потомакской армией. Буквально вытолканный в поле пинками, Мак Клеллан во главе 100.000 солдат наконец-то двинулся к Ричмонду. Этим походом началась так называемая «Кампания на полуострове». Мак Клеллан рассчитывал использовать численное превосходство и тяжёлую артиллерию, чтобы выиграть войну за одну кампанию, не нанося ущерба мирным жителям и не доводя дело до освобождения негров.
В то время как Мак Клеллан планировал наступать на Ричмонд с востока, другие части армии Союза численностью до 60.000 человек должны были двигаться на Ричмонд с севера. Однако южный генерал Джексон с отрядом всего в 17.000 человек сумел задержать их, разбить в нескольких сражениях и не допустить к Ричмонду.
Тем временем, в начале апреля, 100.000 солдат федеральной Потомакской армии высадились на виргинском побережье, но вместо фронтального удара Мак Клеллан предпочёл постепенное продвижение в сторону, чтобы ударить по флангам и тылу врага. Южане медленно отступали перед превосходящими силами противника; Ричмонд готовился к эвакуации. Однако Мак Клеллан так и не решился атаковать столицу Конфедерации, обошел ее и направился к Йорктауну, где выжидал целый месяц. Защитников Йорктауна было всего 11-13 тысяч человек, остальные силы Конфедерации под командованием Джозефа Джонстона были рассеяны в широком районе от Калпепера до Норфолка. Тем не менее, Мак Клеллан придумал себе, что у противника 40.000 человек на позициях Йорктауна и что Джонстон уже на подходе с остальными 60.000 конфедератов (хотя таких сил у южан не было и в помине). Исходя из своих фантазий Мак Клеллан решил зарыться в землю, и занялся строительством целой сети оборонительных укреплений.
Однако хотя Мак Клеллан сомневался в своем численном превосходстве, он не имел сомнений в превосходстве своей артиллерии. Для осады Йорктауна были задействованы 15 батарей (более 70-ти тяжелых орудий). Одновременным залпом эти орудия выбрасывали на позиции противника 7.000 фунтов металла. Но доставка этих тяжелых пушек, вес которых доходил до 10 тонн, заняла длительное время и отняла у северян много сил. Этим Мак Клеллан дал время конфедератам для стягивания сил, и к концу апреля генерал Джозеф Джонстон имел уже 57.000 солдат.
Тем не менее, Джонстон понимал, что не сможет устоять под бомбардировкой тяжелыми орудиями. Поэтому 3 мая он начал отвод войск южан к Ричмонду. Беглые рабы сообщили об этом Мак Клелану, однако тот не поверил сообщениям. Командующий северян был убежден, что армия конфедератов, численность которой он оценивал в 120.000 человек, останется на месте, и будет сражаться. Вечером 3 мая южане сами обстреляли позиции северян, прикрыв артналетом отход последних своих частей. Утром следующего дня северяне осмотрели позиции южан с воздушного шара и обнаружили, что укрепления противника пусты. Мак Клеллан был ошеломлен этими новостями. Пока он боялся врага, имевшего намного меньше сил, чем северяне, южане его просто «надули»…
04 (598x378, 95Kb) 
Генерал южан Роберт Эдвард Ли

А тем временем в армии Юга появился новый главнокомандующий. Раненного в бою генерала Джонстона сменил генерал Роберт Эдвард Ли, до начала гражданской войны носивший погоны подполковника. Тем не менее, несмотря на относительно невысокое довоенное звание, свежеиспеченный генерал пользовался огромным авторитетом в войсках. Роберт Эдвард Ли был одним из немногих офицеров американской армии с богатым боевым опытом – он активно участвовал в американо-мексиканской войне 1846-1848 гг., несколько лет руководил боями против индейцев на территории Техаса, а в 1859 г именно он подавлял вооруженное восстание аболиционистов Джона Брауна. Роберта Ли ценил даже президент Соединенных Штатов: с началом гражданской войны Линкольн предложил подполковнику возглавить федеральные войска – ведь Ли был сторонником сохранения Союза и противником рабства. Однако Ли не смог воевать против своего родного штата Виргиния; он оставил службу в федеральных войсках и уехал в родной штат. Приглашенный президентом Джефферсоном Дэвисом на пост военного советника, Ли еще в 1861 г оказывал серьезное влияние на руководство военными действиями. А в 1862 году Ли стал командующим армии Северной Виргинии. Именно генерал Ли организовал цикл сражений, получивший название «Семидневная битва», - сражений, спасших столицу Конфедерации от захвата противником.
05 (557x405, 203Kb) 
Одно из сражений «Семидневной битвы»

Семидневная битва близ Ричмонда представляла собой серию из шести крупных сражений, произошедших за семь дней (с 25 июня по 1 июля 1862 года). В этой битве армия Конфедерации под командованием генерала Ли отбросила федеральную армию Джорджа Мак Клеллана от Ричмонда, и затем заставила её покинуть Виргинский полуостров. Семидневная битва началась атакой Союза в сражении в Дубовой Роще 25 июня 1862 года,. Однако остановленный южанами Мак Клеллан быстро потерял инициативу, и Ли начал серию ответных атак 26-27 июня. В результате армия Союза начала отступать, Ли пытался перехватить федеральную армию, но перехват не удался и федералы отступили на укрепленные позиции. 1 июля в сражении при Малверн-Хилл генерал Ли предпринял несколько неудачных лобовых атак, в результате которых армия Конфедерации понесла большие потери; тем не менее, вытесненный с Виргинского полуострова и напуганный напором южан Мак Клеллан оставил мысли о захвате Ричмонда, и зарылся в землю, думая только об обороне. Его постоянно отступавшая армия за время Семидневной битвы потеряла 16.000 человек; постоянно наступавшая армия Ли лишилась около 20.000.
Однако передышка была недолгой: Линкольн собрал новую армию, названную Виргинской, и передал ее под командование своего друга детства Джона Поупа. Поуп со своими 45.000 солдатами тут же двинулся на Ричмонд; в то же время и Мак Клеллану, имевшему 100.000-е войско, было предложено покинуть свои спасительные позиции, и присоединиться к наступлению.
Ли понял всю опасность положения. Не дожидаясь, пока ему придется противостоять силам, в три раза превышающим его сoбcтвенные, Ли решительно атаковал Виргинскую армию. Его помощник «Стена» Джексон за два дня совершил марш-бросок в 90 километров и захватил врасплох основной вражеский склад в Манассасе, чем привлек внимание янки, которые двинулись на южан. В запале Поуп не почуял, что его завлекают в ловушку, и 29 августа он атаковал наглых повстанцев у Булл-Ран (так началась «вторая битва при Булл-Ран»). Отброшенный назад и понесший тяжелые потери, упрямый Поуп вновь безуспешно попытался повторить свои атаки на следующий день, но внезапно подвергся сам фланговой атаке второго корпуса южан, о существовании которого он даже не подозревал. Разбитый Поуп отошел к Вашингтону; в результате поражения во второй битве при Булл-Ран янки потеряли 16.000 человек, в то время как южане – 9.000 солдат.
06 (570x436, 250Kb)
Вторая битва при Манассасе (второй Булл-Ран)

Не останавливаясь для передышки, Ли двинулся в Мэриленд, намереваясь перерезать коммуникации федеральной армии и изолировать Вашингтон. Президент Линкольн, скрепя сердце, за неимением иной кандидатуры призвал Мак Клеллана и снова вверил ему командование армией Потомака, пополнившейся за счет уцелевших солдат Виргинской армии. Но остававшийся все таким же осмотрительным и медлительным Мак Клеллан за два дня продвинул свои войска всего на 16 км. Благодаря медлительности командующего северян войска южан под командой Джексона 15 сентября заняли Харперс-Ферри, захватив его 11-тысячный гарнизон и значительные запасы снаряжения. Мак Клеллан же продолжал «ползти» в направлении противника,; потому только 17 сентября он атаковал армию Ли у Антиетам¬-Крик.
Как потом говорили, это был самый кровавый день войны. Мощные, но нескоординированные атаки 75.000 федералов вывели из строя 13.700 конфедератов (из имевшихся 52.000); атакующие потеряли при этом 12.400 убитыми и ранеными. Сражение закончилось вничью; тем не менее Ли предпочёл отступить. Традиционная нерешительность Мак Клеллана, отказавшегося от преследования противника, спасла южан от поражения. Когда же Линкольн вновь стал настаивать на наступлении, Мак Клеллан сделал вид, что не слышит своего президента. Это переполнило чашу терпения: упрямый командующий был смещён президентом Линкольном, а затем и вовсе уволен из армии. Его место занял Эмброуз Бернсайд.
07 (570x400, 262Kb) 
Генерал Ли в Битве при Антиетаме

Конец года сложился для северян неудачно. Бернсайд начал новое наступление на Ричмонд, но 13 декабря был остановлен армией генерала Ли в сражении при Фредериксбурге. Превосходящие силы федеральной армии были наголову разбиты, потеряв убитыми и ранеными в два раза больше противника (около 12.700 человек). При этом победитель Ли заметил: «Хорошо, что война настолько ужасна, иначе мы стали бы ее любить!» В ответ на поражение Бернсайд провёл ещё один неудачный манёвр, известный как «Грязевой марш», после чего так же был отстранён от командования.
Поражения и огромные потери 1862 года заставили Линкольна 30 декабря подписать «Прокламацию об освобождении рабов». Свободными объявлялись рабы во враждебных Союзу штатах. Путь рабству на «свободные земли» Запада ещё раньше закрыл принятый в мае 1862 года гомстед-акт, предоставлявший каждой американской семье возможность получить земельный надел в 160 акров (64 га).
08 (385x289, 105Kb) 
«Прокламация об освобождении рабов»

В глазах Европы прокламация об освобождении рабов кардинально изменила характер и цель войны: с этого момента европейцы стали считать, что борьба в США ведется не за единство Союза, а за отмену рабства. До прокламации некоторые европейские страны были недовольны действиями Севера, в первую очередь — его блокадой портов южных штатов, парализовавшей торговлю Юга с Европой. Например, в Англии из-за прекращения поступления американского хлопка разорялась текстильная промышленность, сотни тысяч людей остались без работы. Англия и Франция собирались официально признать Конфедерацию независимой. Благодаря прокламации об освобождении рабов Линкольн завоевал симпатии европейских стран. Россия, за год до этого освободившая своих крепостных крестьян, также заняла доброжелательную позицию в отношении Союза. Появление осенью 1863 года российских эскадр в Сан-Франциско и Нью-Йорке с инструкциями на случай войны с Англией стало примером дипломатического использования морской силы. Благодаря появлению на Тихом океане эскадры контр-адмирала А.А. Попова Англия отказалась от своего намерения вмешиваться в войну на стороне Конфедерации, и тем самым позволила Северу продолжать блокаду портов Юга (к концу войны Юг в итоге столкнулся с катастрофической нехваткой амуниции). В ответ на это северные штаты поддержали Россию в польском вопросе.
09 (520x433, 239Kb) 
Битва под Фредериксбургом