13 июля 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. Винтовки начала гражданской войны в США

001 заставка 2 (646x224, 103Kb) 

РОЛЬ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В США

Стрелковое оружие с момента своего появления играло на полях сражений важную роль. Но особенно эта роль возросла, стала буквально ключевой, с началом широкого распространения дальнобойного нарезного оружия, а так же оружия многозарядного, магазинного. И первой в истории войной, в которой такое оружие ярко проявило себя, стала гражданская война в США (1861-1865 гг.). Эта война интересна еще и тем, что американцы начинали ее с оружием устаревшего типа - дульнозарядным, а завершали - с более скорострельным казнозарядным оружием. Мало того: в ходе этой войны начали распространяться и первые магазинные «скорострелки», ливнем своих пуль буквально опустошавшие ряды противника. В результате все эти оружейные новинки привели к небывалому до того росту потерь от стрелкового огня, и заставили военных всего мира задуматься об изменении тактики ведения боя. Именно со времени гражданской войны в США роль холодного оружия, которым ранее обычно и решался исход сражений в завершающем штыковом и сабельном ударах, начала стремительно снижаться, а на первый план выдвинулись винтовка и револьвер. Согласно американской статистике, именно стрелковым оружием было нанесено более 90% всех ран, полученных участниками гражданского конфликта в США с 1861 по 1865 годы. А от колотых и рубленых ран в ходе гражданской войны умерло всего 922 человека, причем главным образом не в ходе боевых действий, а в пьяных драках или при усмирении беспорядков… 

Как и во времена наполеоновских войн, поначалу оружие пехотинцев американской гражданской войны было дульнозарядным и внешне мало отличалось от тех гладкоствольных ружей, с которыми французские солдаты сражались при Бородино или Ватерлоо. Однако уже тогда это сходство было чисто поверхностным. Первым и главным отличием стало то, что ружья американских пехотинцев были уже нарезными. Разумеется, оружие такого рода было хорошо известно и раньше. Так называемые штуцера, имевшие на внутреннем канале ствола винтовую нарезку, применялись даже в конце 18-го - начале 19-го веков. Но в то время еще не была решена проблема заряжания. Пулю в нарезной ствол приходилось вгонять силой, иногда даже вколачивать молотком, что резко снижало скорострельность такого оружия. Поэтому штуцерами вооружались далеко не все солдаты, а лишь некоторые, самые меткие из них. Однако в 1823 англичанин Нортон предложил особую пулю, которую затем усовершенствовал французский офицер Минье (пуля получила имя француза). Это техническое изобретение и позволило широко внедрить в европейских армиях нарезное оружие. В отличие от обычной пули, пуля Минье была меньше в диаметре, чем калибр оружия, для которого она предназначалась. Сзади в ней была сделана небольшая полость, в которую вставлялся стальной стаканчик. При заряжании пуля легко входила в ствол, а в момент выстрела давление пороховых газов вдавливало стаканчик в углубление и расширяло свинцовую пулю до нужного размера. Благодаря этому расширению пуля входила в нарезы и, скользя по ним, покидала ствол с необходимым вращательным движением.
02 пуля Минье (426x293, 61Kb)

Вторым важным усовершенствованием был капсюль, изобретенный в 1814 году в США Дэниэлом Шоу. После заряжания оружия этот капсюль надевался на специальную брандтрубку, имевшуюся в казенной части винтовок нового образца. При ударе по капсюлю курка искра по отверстию в брандтрубке воспламеняла пороховой заряд, и происходил выстрел. Два этих изобретения значительно повысили эффективность дульнозарядного огнестрельного оружия. Нарезы в стволах увеличили дальность полета пули, дистанцию прицельного выстрела и кучность боя в несколько раз. Капсюльный замок упрочил надежность винтовки и снизил количество осечек. Если при стрельбе из «кремневки» их приходилось в среднем по 411 на каждые 1000 выстрелов, то для капсюльного оружия тот же показатель составил 4,5 осечки. Количество же попаданий соотносилось как 270 и 385. Правда, процесс заряжания был по-прежнему медленным: ведь для приведения винтовки в состояние готовности к одному выстрелу требовалось выполнить целых девять приемов! 
03 замок Springfield-1861 (600x360, 120Kb) 
Ударный замок капсюльной винтовки «Спрингфилд» (на брандтрубку еще не надет капсюль)

Помимо того, что этот процесс был долгим, он также оказался и излишне сложным для молодых и неопытных солдат, каковыми и было большинство участников гражданской войны (особенно в начале). Часто они забывали извлечь шомпол из ствола и посылали его врагу вместе с пулей, оставаясь после этого беспомощными. Случалось, что они не меняли капсюль или надевали новый капсюль поверх старого, так что выстрела не происходило. Забывали отрывать конец бумажной гильзы и засыпать порох в ствол. Или, охваченные горячкой боя, после осечки продолжали набивать стволы своих винтовок новыми зарядами, а если очередной выстрел все же происходил, то от него страдал не неприятель, а сам стрелок и окружавшие его солдаты: осколки разорвавшегося ствола разлетались в стороны, калеча и убивая всех вокруг! И такие ошибки при заряжании случались на протяжении всей войны. Например, из 24.000 винтовок, найденных на Геттисбергском поле, лишь 2.536 были заряжены правильно, 50% были заряжены дважды, еще 25% имели в своих стволах от 3 до 10 патронов, а некоторые даже до 23!..
Тем не менее, в руках опытного солдата дульнозарядная винтовка была грозным оружием. Тест, проведенный в I860 году, показал, что вооруженный такой винтовкой тренированный стрелок может сделать 10 выстрелов за 5 минут и при этом попасть в квадратную мишень 2x2 фута шесть раз с дистанции в 600 ярдов. С 300 ярдов он поражал мишень уже всеми 10 пулями. Американцы быстро оценили преимущества этого нового оружия и уже после 1820 года начали перевооружение своей армии капсюльными ружьями, а с 1842 года выпуск кремневых замков совсем прекратился. С 1855 года американские арсеналы прекратили также производство гладкоствольного оружия, а имевшиеся на вооружении гладкоствольные ружья стали переделываться в винтовки.

ДУЛЬНОЗАРЯДНОЕ ОРУЖИЕ ПЕХОТЫ И КАВАЛЕРИИ

Основная винтовка северян - Спрингфилд 1855 г
04 Спринфилд и сист Мейнарда (638x240, 96Kb)

Главным оружием пехоты северян в этой войне стала винтовка системы Спрингфилд, модель 1855 года. Именно этой системой или же несколько усовершенствованной винтовкой Спрингфилд 1861 года и была вооружена почти вся пехота северян в ходе гражданской войны. 
Спрингфилд оказался последним и наиболее совершенным из американских «дульнозарядников». Это была массивная винтовка длиной 4 фута 8 дюймов (примерно 142 см), к которой примыкался 18-дюймовый (23 см) плоский штык. Калибр оружия составлял .58 (таков диаметр пули Минье). Дальность стрельбы, а также дистанция прицельного выстрела были значительны — 1000 и 400 ярдов соответственно. Велика была также и пробивная сила этого оружия. Как показали испытания, пуля, выпущенная из Спрингфилда, до 300 ярдов пробивала 11 досок толщиной в дюйм (2,54 см), расположенных подряд в дюйме друг от друга. За 300 ярдов та же пуля проделывала отверстие в 5-6 досках, а за 500 ярдов она проходила сквозь 4-5 досок.
Но человеческое тело — не доска, и пуля от Спрингфилда производила в нем более страшное разрушение. Попадая в живую «мишень», она с ужасной силой дробила кости (это вызывалось низкой скоростью пули на излете и тем, что она была не оболочечной), а проникая в живую плоть, обязательно «прихватывала» с собой часть одежды раненого (причиной чего был большой калибр оружия). В условиях зачаточной военно-полевой хирургии огнестрельные ранения нередко заканчивались фатально. Пуля, угодившая в любую из конечностей, приводила к ее ампутации, а огнестрельные ранения груди, живота или головы, как правило, считались смертельными.
Часть винтовок Спрингфилд была усовершенствована приспособлением Мейнарда: около брандтрубки на этом оружии закреплялась специальная коробочка с «огнепроводной лентой», в которой была свернута тонкая медная полоска с «таблетками» ударно-воспламеняющего состава. Подача их на затравочный стержень осуществлялась автоматически, что несколько ускоряло и упрощало процесс перезарядки оружия. В целом система Мейнарда очень походила на устройство «пистонных» пистолетов моего детства, вернее, именно она копировалась в нашем детском оружии для произведения «хлопков», имитирующих выстрел (и испытания уровня терпения родителей)...

Основная винтовка южан (конфедератов) - английский Энфилд 1853 года
05 Рнфилд пехотный (651x134, 22Kb)

Вооружение пехоты конфедератов было не менее грозным. Его основу составляла британская капсюльная винтовка Энфилд образца 1853 года, которую поставляли южанам англичане. Это было надежное оружие, проверенное опытом Крымской кампании, и с успехом послужившее также южным повстанцам. Энфилд тоже заряжался пулей Минье, но .577 калибра. «Британка» была способна послать пулю на расстояние 1700 м, а прицельный огонь можно было вести с 853 м. Эта винтовка также была довольно длинной: 1397 мм без штыка и 1842 мм со штыком. При этом ось штыка была для удобства отклонена от оси ствола, что позволяло солдату производить перезарядку, не натыкаясь рукой на его острие. Однако в бою штыки, как, впрочем, и любое другое холодное оружие, применялись южанами и северянами довольно редко. Слабая обученность американских пехотинцев приемам рукопашного боя, а главное, повышение эффективности стрелкового оружия почти исключали штыковые атаки, хотя некоторые генералы безрассудно пытались их предпринять.

Кавалерийское дульнозарядное оружие
06 кав дульнозарядки (651x251, 84Kb)

В начале гражданской войны кавалеристы и Севера, и Юга были вооружены однозарядными, заряжавшимися со стороны ствола американскими карабинами Спрингфилд и английскими – Энфилд, которые являлись укороченными версиями соответствующих пехотных винтовок. Однако для действий кавалерии в новых условиях оба эти карабина уже безнадежно устарели и не обеспечивали высокую плотность огня из-за трудностей его заряжания в положении «верхом на лошади». Поэтому многие американские кавалеристы предпочитали в бою карабинам револьверы (которым позже я посвящу несколько статей). Или (из-за нехватки револьверов) полукарабины Спрингфилд обр. 1855 г - удлиненные дульнозарядные пистолеты, к рукоятям которых пристегивались приставные приклады. Такое оружие из-за его небольших размеров было легче перезарядить, сидя верхом на лошади.

Первая «многозарядка» американской пехоты и кавалерии – 
револьверная винтовка Кольта
07 ружья Кольта (645x253, 59Kb)

Как уже упоминалось ранее, револьверный карабин Кольта, разработанный в 1839 г., стал первой американской «магазинкой» (еще не патронной, а капсюльной). Правда, тогда он американских военных не заинтересовал: слишком много недостатков у револьверной винтовки выявилось уже при первом использовании фермерами против набегов индейцев. Так, выброс пороховых газов, пламени и искр из капсюля всего в нескольких сантиметрах от лица стрелка часто приводил к серьезным ожогам, а случавшееся иногда воспламенение при выстреле всех остальных зарядов барабана – к незапланированному залпу. При этом вылетевшие одновременно из камор пули разбивали ружье и калечили левую руку стрелка, державшую цевье. Такое оружие было откровенно опасным для самого владельца, и потому армейское командование отказалось принимать револьверный карабин на вооружение. Не снизили недоверия генералов к карабину Кольта и постоянно проводившиеся оружейником улучшения винтовки – ведь они в основном состояли в совершенствовании дизайна, смене калибра и изменении количества зарядов, не затрагивая сам принцип конструкции оружия. А значит, основные недостатки карабина Кольта оставались все теми же. Тем не менее, разные версии этого карабина широко раскупались фермерами, которым часто приходилось в одиночку противостоять нападениям индейцев и бандитских шаек. А в этих случаях именно многозарядность и скорострельность оружия становились решающими. 
К началу гражданской войны по США довольно широко распространилась наиболее удачная версия револьверного ружья Кольта: модель обр. 1855 года, выпущенная большой серией в двух версиях – и винтовки, и карабина. И в условиях возникшей в ходе боевых действий нехватки оружия, а так же выявившейся в сражениях потребности в увеличении плотности огня подразделений, револьверные винтовки все же оказались на армейской службе. У северян первым на этом настоял полковник Бердан, вооруживший свой полк снайперов скорострельными револьверными винтовками Кольта. Южане же из-за преследовавшего их с самого начала войны дефицита вооружений вообще готовы были использовать в своих войсках любое подвернувшееся под руку оружие – даже ненадежные «револьверки» Кольта.
Хотя винтовка Кольта и была многозарядной, в принципе ее все равно нужно отнести к дульнозарядному оружию. Ведь ее барабан, находившийся в казенной части, все равно заряжался он «по старому» - с передней стороны. И не патронами, а засыпанием пороха, да отдельным вталкиванием пули, что делало заряжание Кольта достаточно долгим и трудоемким процессом. Тем не менее, это оружие в заряженном состоянии имело довольно высокую скорострельность, что в условиях боя иногда становилось решающим фактором, а для кавалерии вообще было неоценимо. Поэтому, несмотря на многочисленные недостатки и откровенную опасность для самого стрелка в случае одновременного выстрела из всех камор барабана, револьверные винтовки и карабины пользовались определенной популярностью в войсках на начальном этапе войны – пока не появилось более совершенное оружие. Поэтому в 1861-1862 годах револьверные винтовки Кольта относительно широко применялись по обе стороны фронта, особенно в кавалерии, мобильность которой требовала наличия скорострельного оружия. Однако нужно признать, что с появлением новых видов оружия револьверные Кольты быстро сошли со сцены; по крайней мере, в войсках северян – южанам из-за плохого снабжения оружием пришлось использовать «револьверки» до самого конца войны…

ПЕРВЫЙ «КАЗНОЗАРЯДНИК» ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ –
карабин Бернсайда обр. 1856 года
08 Бернсайд (647x262, 67Kb)

Карабин Бернсайда 1856 г. - единственная казнозарядная винтовка на начало войны, принятая армией США, и первая винтовка под унитарный металлический патрон. Этот карабин разработал не оружейник, а офицер американской армии Эмброуз Бернсайд, известный своими пышными бакенбардами и полным отсутствием военного таланта. Еще в предвоенный период он вышел в отставку и попытался заработать на жизнь производством казнозарядных винтовок собственного проекта. Правда, больших успехов тогда на этом поприще Бернсайд не добился, но война изменила положение. Когда начались боевые действия, вспомнивший свое офицерское прошлое Эмброуз сформировал собственный 1-й добровольческий полк Род-Айленда, который и вооружил винтовками своего производства. За отличие в сражении при Булл-Ран Бернсайд был произведен в бригадные генералы, а впоследствии даже 2 месяца руководил Потомакской армией. Однако полководцем он оказался весьма слабым, хотя в трусости Эмброуза никто обвинить не мог. Ошибочные решения Бернсайда привели его к ряду поражений, в результате чего генерала постоянно понижали в должности, пока вовсе не уволили из армии. 
А вот оружие Бернсайда пришлось многим по душе; его карабин в большом количестве поступал в войска и стал одним из самых массовых «стволов» кавалерии США (до конца войны армии передано 55.000 штук). Карабин легко и быстро заряжался, однако слишком часто давал осечки. Это был связано с конструкцией патрона, разработанного тем же Бернсайдом. Металлический патрон обратной конусности вставлялся в камору открытого рычажного затвора со стороны, обращенной к стволу, и не имел своего источника воспламенения. Поэтому выстрел производился как и в дульнозарядном оружии - при помощи отдельного капсюля, надетого на брандтрубку. И не всегда искра от капсюля успешно проходила к пороховому заряду через отверстие в металлической гильзе...