10 июля 2021

Эх, дороги...

0_14ad20_579980e0_orig

Этот снимок был сделан в США ровно 85 лет назад, летом 1936 года, и уже в наше время - раскрашен на компьютере. На нем изображена семья американского фермера из штата Оклахома, разорившегося из-за засухи, пыльных бурь и великой депрессии.

Не имея денег, чтобы продолжать вести свое хозяйство, этот фермер решил перебраться с семейством в соседний штат Нью-Мексико и устроиться там батраком на хлопковую плантацию. Во время переезда его и сфотографировали. В общем, история довольно обычная для Америки тех нелегких для нее времен. А необычное (по крайней мере, для меня) в ней то, что автомашина стоит на вполне приличном, даже по нынешним меркам, четырехполосном асфальтированном шоссе, да еще и с разметкой.


И это не урбанизированное Атлантическое побережье США и не промышленный регион Великих озер, а самая глухая глубинка, полупустыня, где на многие десятки километров не было ни городов, ни поселков. В те времена плотность населения в штате Нью-Мексико составляла менее двух человек на квадратный километр. Тем не менее, по нему уже проходила ровная асфальтовая трасса, а возможно, что и не одна.

В этой связи вспомнилось, что первая в СССР полностью заасфальтированная магистраль Москва-Минск протяженностью 719 км была открыта лишь в 1956 году, а шоссе между Москвой и Ленинградом длиной 706 км получило твердое покрытие на всем своем протяжении только в 1958-м, через год после запуска первого спутника!

Причем даже на этом "хайвее" между двумя столицами частично был уложен не полноценный асфальт, а всего лишь  гравий, залитый гудроном (так называемое "черное покрытие"). Ширина шоссе тогда составляла всего 7 метров, то есть, оно было двухполосным. Потом его расширили до 10,5 метров, но лишь намного позже оно приобрело современный вид.

При этом в США уже к 1960 году суммарная протяженность автодорог с асфальтовым и бетонным покрытием превышала 550 тысяч миль, то есть, 890 тысяч километров. Это более чем вдвое превышает расстояние от Земли до Луны и примерно соответствует 18 оборотам вокруг экватора. 


Думаю, это среди прочего стоит иметь в виду тем, кто любят рассуждать, что СССР в сталинские времена быстрыми темпами догонял Запад. В чем-то действительно догонял, а в чем-то, наоборот, - фатально отставал, причем это отставание с годами только увеличивалось.


Автомобиль АМО Ф-15 на трассе автопробега Москва-Ленинград, проведенного летом 1925 года. Так в те времена выглядела главная российская автомагистраль. И примерно такой же на целом ряде участков она оставалась вплоть до середины 1950-х годов. Сейчас в это сложно поверить, но в распутицу на ней порой "тонули" даже грузовики.