Ровно 100 лет назад, 24 июля 1921 года, под Серпуховом потерпел катастрофу экспериментальный аэровагон, сконструированный 25-летним изобретателем-самоучкой Валерианом Абаковским, которого угробило его творение. Вместе с ним в коммунистическую Валхаллу отправились шестеро делегатов Третьего конгресса Коминтерна во главе с видным деятелем ВКП(б) "товарищем Артемом", он же Ф.А. Сергеев, занимавший посты члена ВЦИК и главы Всероссийского профсоюза горнорабочих.
Аэровагон представлял собой пассажирскую дрезину с пропеллером и авиационным мотором, сделанную на базе обычного двухосного железнодорожного вагона. Большевики очень гордились этим изобретением и после нескольких испытательных заездов решили покатать на нем иностранных коммунистов. Результат описан в предыдущем абзаце. Помимо "Артема" и Абаковского, погибли двое немцев, американец, англичанин и австралиец. Всех их торжественно похоронили у кремлевской стены. Остальным 13 пассажирам повезло больше - они выжили, хотя и получили различные травмы.
Официальной причиной катастрофы было ужасное состояние железнодорожного полотна, которое не ремонтировали с царских времен. На одном из стыков рельсы разошлись и встали в перекос. Тихоходные и тяжелые паровозы проходили этот разрыв более-менее нормально, но относительно легкий и мчавшийся на скорости 85 км/ч аэровагон высоко подпрыгнул и отправился в воздушный полет, правда, - совсем недолгий. Странно, что Абаковский, который лично управлял аэровагоном, разогнал свою "колымагу" до столь критической скорости, поскольку он не мог не знать о тогдашнем состоянии российских железных дорог.
Впрочем, есть и другая версия - неофициальная. Согласно ей, аэровагон врезался в груду камней, кем-то наваленных у него на пути. Передний обзор у вагона был почти нулевой, поэтому неудивительно, что машинист не заметил преграду. Как бы там ни было, а попытка большевиков щегольнуть передовой технической новинкой закончилась весьма плачевно и больше они аэровагонов не строили.
К сказанному можно добавить, что изобретение Абаковского, в сущности, изобретением не являлось, так как первый в мире аэровагон еще в 1919 году построил в Германии инженер Отто Штайниц. Его дрезина с пропеллером успешно прошла испытания, на которых она развила скорость 100 км/ч. Но покупателей на нее не нашлось, поскольку она с такой скоростью не вписывалась в структуру железнодорожных перевозок. К тому же, вместо угля, она кушала дорогой авиабензин, а ее движение сопровождалось диким ревом, отнюдь не услаждавшим слух жителей окрестных домов.
Тем не менее, в 1929 году инженер Франц Крукенберг вернулся к идее аэровагона и спроектировал его заново, на новом техническом уровне. В следующем году его проект воплотили в металле на заводе "Ханновер-Лейнхаузен". Машина получилась очень обтекаемой и аэродинамичной. За внешнее сходство с дирижаблем она сразу получила прозвище "Шеиненцеппелин" - "рельсовый Цеппелин". Ее приводил в движение 250-сильный мотор BMW-IV с двухлопастным винтом, который позже заменили на гораздо более мощный 600-сильный авиамотор BMW-VI с четырехлопастным апропеллером.
В 1932 году "Шеиненцеппелин" установил мировой рекорд скорости для рельсовых локомотивов - 230 км/ч, который продержался до 1954 года. Однако германские железные дороги не были рассчитаны на движение с подобными скоростями, особенно большой риск возникал на поворотах. Проблемы координации движения с менее скоростными составами тоже никуда не делись, а строительство для аэровагонов отдельных линий сочли нецелесообразным, тем более - в условиях охватившего Германию экономического кризиса.
Поэтому "Шеиненцеппелин", как и его предшественик, остался в единственном экземпляре. В дальнейшем Крукенберг переделал его под обычный колесный привод, с которым вагон разгонялся до 180 км/ч. Но и в этом виде он оказался невостребованным.
На заставке - первый в мире аэровагон Отто Штайница.
Аэровагон Абаковского.
Пассажиры аэровагона и провожающие перед роковым рейсом. Как известно, фотографироваться перед отправлением в путь - плохая примета, но они в приметы не верили, а зря.
Валериан Абаковский, "товарищ Артем" и посвященная ему страница из советского альбома "Памяти погибших вождей".
"Рельсовый Цеппелин" Крукенберга.
Он же - без алюминиевой обшивки.
"Шеиненцеппелин" у перрона и его пассажирский салон.
"Шеиненцеппелин" с четырехлопастным винтом.