Мопеды «Тисса» и «Верховина», а позднее еще и «Карпаты» в советские годы прошли через руки многих, неравнодушных к технике, пацанов. Надёжность была так себе, поэтому азам механики школьники обучались быстро, любишь, как говориться, кататься, люби и мотор колоть.
Выпускались эти мопеды на Львовском мотозаводе, а первенцем которого был вот такой велосипед с моторчиком, назывался он В-902.
Вообще, этот аппарат имеет харьковские корни. В 1958 году из Харькова во Львов было передано оборудование и комплект чертежей на сам велосипед, до этого Львовский завод выпускал простенькую сельхозтехнику, а так же двигатель Д-4, мощностью около одной уставшей лошади. Его и ставили на «дырчик».
При движении по ровной дороге мотора хватало, но на подъем он уже не вывозил, там приходилось крутить педали, добавляя к механической лошадиной силе еще одну человеческую.
Недавно на Украине нашли чудом сохранившийся ранний В-902, 1958 года выпуска, имеющий ряд любопытных особенностей. Благодаря тому, что мотовелосипед провёл десятки лет своей жизни в сухом сарае, его рама хорошо сохранилась, и на ней остались оригинальные декали. Здесь хорошо видна львовская башня.
Ни разу не видел такой декор. Но еще больше меня удивила передняя вилка, посмотрите на её конструкцию, подобные мне нигде никогда не встречались.
Даже в музеях экспонаты стоят с обычной, простой вилкой.
Серийный номер 267 на раме говорит о том, что собран мотовелик был в первый, максимум второй месяц с начала производства. Знаю, что он попал в хорошие руки, поэтому после полной реставрации станет как новенький.