Во-первых, "флаппер", а не "флэппер". Во-вторых нехорошо обзывать флапперами всех модных молодых женщин 20-х годов поголовно. Слово "флаппер" было не то, чтобы ругательством, но уж точно не похвалой. Это снисходительное насмешливо прозвище, которое солидные люди бросали сверху вниз на особ молодых и легкомысленных. "Флаппер" вообще-то означает "слёток": едва оперившийся птенец, который вывалился из гнезда и делает жалкие попытки научиться летать, барахтаясь в пыли: зрелище позорное, но по-своему умилительное.
Флапперы (англ. flappers) — прозвище эмансипированных молодых девушек 1920-х годов, олицетворявших поколение «ревущих двадцатых». В противовес викторианским идеалам, в соответствии с которыми воспитывали их матерей и бабушек, флэпперы вели себя подчёркнуто свободно и демократично: одевались в достаточно вызывающей по тогдашним временам манере, ярко красились, слушали джаз, имели собственные автомобили, не стеснялись курить и употреблять алкогольные напитки и нередко практиковали случайные половые связи.
Другое дело, что сами девушки скоро адаптировали это прозвище и, как выражался только набирающий тогда популярность Дэйл Карнеги, лишили ветра паруса своих врагов. Флапперы начинают сами себя называть флапперами с присущей им бравадой, а появившийся в 1922 году журнал "Flapper" выходит с жизнерадостным подзаголовком "Не для старых хрычовок".
На дворе "буйные" (в Америке), они же "золотые" (в Европе) двадцатые годы: эпоха джаза, индустриализации и победного шествия коммунизма. Изобрели телевизор, перелетели через Атлантику и отрыли могилу Тутанхомона. Общий настрой в мире - если не считать потрёпанной Германии - оптимистичный и самоуверенный. На фоне стремительной урбанизации жизнь кошмарного количества людей радикально меняется не по дням, а по часам.
Флапперов отличал в первую очередь именно их образ жизни, а канонизированный внешний вид (короткие волосы, яркий макияж, сигарета в длинном мундштуке и т.д) был лишь следствием их стиля жизни. Их моду постепенно переняли женщины всех слоев общества, но они от этого не стали флапперами, также как то, что я ношу черную кожанку не делает меня Hell Angel'ом. Также и шляпка-клош и стрижка под боб не делает женщину Луизой Брукс. Флаппер - это то, что в голове, а не то, что на голове. А в головах у них был ветер.
Главное отличие флапперов от их предшественниц было в том, что они имели самостоятельный доход. Это как правило, означало постоянную оплачиваемую работу (или независимое состояние). Именно благодаря своей экономической независимости эти очень молодые девушки и замужние дамочки могли позволить себе модернистский, свободный от традиционных поведенческих норм, образ жизни. Ну и всеобщая либерализация нравов тоже, конечно, способствовала. Мировая война, тиф и испанка оставили много сирот, которым мамины слова были не указ. Они могли одеваться так, как им вздумается, встречаться с теми, с кем нравится, танцевать до утра и губить свои здоровье любыми доступными способами - не было человека, который мог бы им это не позволить, не было авторитета, который реально мог бы на них нажать.
В Америке и Европе начинался индустриальный бум, появлялось много новых рабочих мест, и образованые девушки с профессией могли при желании найти себе работу и прокормить себя самостоятельно, не расчитывая на поддержку отца или мужа. Они перебирались в большие города, снимали квартиру или номер в отеле на паях с одной-двумя еще такими же девчонками, они весь день работали (телефонистками, стенографами, медсестрами) и всю ночь развлекались. Бесконечный оптимизм, самоуверенность, тяга ко всему новому и - чего уж тут - неприкрытый гедонизм и упоенное потребительство были основанием флапперовского стиля жизни. Понимаете, в чем дело: они еще помнили войну и послевоенную разруху. Но они хотели бы забыть.
Их оголтелое потребительство обеспечивалось появлением и стремительным развитием массового производства промтоваров: от чулков из искусственного шелка до автомобилей Форда - вещи, которые раньше были доступны только имущим и делались штучно, теперь становятся доступны среднему классу и делаются на сезон. Появляется массовая дешевая мода и флапперы становятся ее главными потребителями и пропагандистами. Радио и патефоны приходят в каждый дом, музыка - в первую очередь, конечно, легкая и танцевальная - становится общедоступным удовольствием, она уже не только для тех, кто ходит в филармонии. Новое поколение выбирает
Я читала, что без Сухого закона не было бы флапперов. Что именно вопиющее, in your face, расхождение официального курса правительства и реального течения жизни, приведшее к повсеместному, циничному игнорированию законов, когда в стране было запрещено продавать и производить спиртные наптки и при этом все знали, куда нужно пойти и что спросить и вам нальют ("- Чего желаете, сэр? - Выпить. - Извините, сэр, мы подаём только кофе. - Кофе? - Шотландский кофе, Канадский кофе, ячменный кофе..."), - все это привело к тому, что молодое поколение приучилось не уважать ни законы, ни авторитеты, и пустилось во все тяжкие. Никто же не перестал пить алкоголь, просто каждая выпивка превратилась в приключение, а алкоголизм - в гражданскую позицию.
Сухой закон не запрещал употреблять спиртные напитки - он запрещал их производить и продавать. Говорят, что некоторые университетские клубы перед принятием закона забили все погреба под завязку, обеспечив своих членов совершенно законной выпивкой на годы. Ну и незаконной выпивки было море разливанное: Ал Капон и ему подобные сделали карьеру и состояния за эти десять лет, и хорошую долю этих состояний составили денежки модных девчонок. Плоские фляжки теперь таскают с собой не только мужчины, но и девицы. "Некоторые любят погорячее". Вот именно:
Running wild, lost control
Running wild, mighty bold
Feeling gay, reckless too
carefree mind all the time, never blue
Продолжение - здесь.