О кормщике Иване Рябове – и академике Михайле Ломоносове
Согласно источникам, именно 5 июля далёкого 1701 года кормщик Иван Рябов по-сусанински посадил на мель два шведских корабля вблизи Новодвинской крепости… это станет, в сущности, нашим первым успехом в Северной войне!.. Впрочем, по порядку.
…Крепость к тому моменту только строилась – а задачей её было прикрывать Архангельск, где Пётр основал первую в России государственную судоверфь… Что касается кормщика, то «Рябов» или попросту «Ряб» – не более, чем кличка (есть мнение, что Иван, помимо основного занятия, преуспевал охотой на рябчиков – но, воля Ваша, звучит это как-то экзотически)… Одним словом, звали героя Седунов Иван Ермолаевич.
…История такова – мирная рыболовецкая артель была захвачена в море шведской эскадрой (которая, как раз, шла громить упомянутую Архангельскую верфь). Рябов (раз уж так повелось) «под дулом автомата», согласится показать врагу «наиудобнейший путь»… (Тут поражают два момента – доверчивость шведов, и отсутствие у них какого-нибудь GPS). Вскоре два (из семи) кораблей окажутся на прибрежном песке – и аккурат под прицелом пушек недостроенной крепости…
…Рассерчавшие скандинавы подвергнут Ивана (а также некого толмача Дмитрия Борисова Попова) расстрелу… (Как будто не было способа надёжней при тогдашнем качестве мушкетов… во всяком случае, следы толмача на этом теряются – а вот Рябов выплывает у отечественных берегов).
…Что характерно – едва откачав, на него заводят дело!.. Как говорят, сохранилась «Расспросная двинского бобылька Ивана Ермолина сына Седунова», благодаря которой мы хоть что-то знаем об этом человеке… Излагает он всё, как на духу: «…в море корованом идут семь кораблей больших и малых. И вышед с корабля… к ним приехали с ружьем, и, взяв палки, учали их бить».
Остаётся вопрос: с чего бы рыбакам выходить в море в военное время – да ещё и поджидать, пока к ним «приедут с ружьём»?.. Возможно, ответ на него – в книге расходов Николо-Корельского монастыря: «…дано на дорогу кормщику Ивану Рябу восемь денег»… (важно, что архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий лично курировал строительство крепости) – а также, в том, что Пётр, получив известие о чудесном спасении Ивана, немедленно распорядится: дело прекратить, кормщика наградить!.. После чего Седунова-Рябова пошлют в столицу – и более нам о нём ничего неизвестно…