Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.
Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги. Виды и техники фресок Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:
- Buon (истинная);
- Secco (сухая);
- Mezzo (наполовину сухая).
Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания.
VII век нашей эры Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками. Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.
Византийская фреска XI века
Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1497
На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.
Рафаэль Санти. «Парнас», 1510
В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.
История фрески
Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.
Роспись дворца Зимри-Лим. XVII век до нашей эры
Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет. Из
Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.
Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры
В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.
Этрусская фреска. IV век до нашей эры
Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет.
Микеланджело. «Роспись потолка Сикстинской капеллы», 1512
В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям. С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.
Джованни Батиста Тьеполо. «Триумф Аврелиана», 1718
Самые известные фрески
Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:
- «Тайная вечеря» (1497) — творение Леонардо да Винчи на сюжет последней трапезы Христа со своими учениками. К сожалению, к концу ХХ века картина была сильно повреждена. Для спасения шедевра была проведена масштабная реставрационная кампания. Сегодня доступ для его осмотра сильно ограничен.
- «Станцы Рафаэля» (1511) — великолепный комплекс картин, занимающий 3 отдельных помещения в Папском дворце Ватикана. Включает произведения на религиозную, мифологическую и историческую тематику.
- «Роспись Сикстинской капеллы» (1481-1541) — плод коллективного труда величайших итальянских художников эпохи Ренессанса, в том числе Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. В этом роскошно оформленном помещении в течение многих столетий кардиналы выбирают понтифика.
- «Эпоха рептилий» (1947) — одна из немногих заслуживающих внимания работ ХХ века. Картина американского художника Рудольфа Заллинждера имеет огромные размеры — 33,5х4,9 метра и занимает целую стену Музея естественной истории Йельского университета. Сюжет произведения охватывает громадный временной промежуток в 350 миллионов лет.
«Эпоха рептилий» (1947), Рудольф Заллинждер