Как известно, на протяжении всей Холодной войны США и их союзники вели против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность с нарушением морских, воздушных и сухопутных границ. Особенно вольготно американцы чувствовали себя в воздушном пространстве, совершая неглубокие прорывы границы на малой высоте (тактическая разведка) или на большой высоте и на огромное расстояние (стратегическая разведка), пролетая над кораблями, военными базами, городами и селами Советского Союза.
Парк самолетов-разведчиков у США и других стран НАТО был обширен. ЦРУ и Пентагон имели свои собственные авиаподразделения для выполнения разнообразных задач. Разведывательным делом занималась и авиация нейтральных стран. Иногда конфликты разрешались по международным правилам, а иногда нарушителей уничтожали.К сожалению, об инцидентах на границах СССР в 60-е годы нам известно очень мало в связи c жесточайшей цензурой в то время. Однако западная пресса сообщает, что за период с 1967 по 1970 годы только со стороны США имело место более десяти нарушений воздушных границ нашей страны. Одно из таких драматических событий случилось в 1968 году. О нем нет упоминаний ни в одном из официальных советских источников, а свидетельства очевидцев крайне противоречивы и неполны.
Утром 1 июля 1968 года на остров Итуруп – второй от японского Хоккайдо остров Курильской гряды, поступила информация о том, что американской самолёт пересёк неподалеку границу Советского Союза. В то время шла война во Вьетнаме, и поблизости над нейтральным пространством проходила воздушная трасса американцев, перебрасывающих свои войска и снаряжение. Летчики, совершавшие патрулирование, часто видели эти самолеты. В тот день американский самолет Дуглас ДС-8, принадлежавшей одной из транспортных компаний США «Seabord World Airliners», впервые летел по данному маршруту.
Чтобы проследить за тем как ведет себя самолет, на борту находился вице-президент компании. Взлетев с американской земли, лайнер миновал Алеутские острова и на 150 километров углубился на нашу территорию. Как это случилось до сих пор остается загадкой, поскольку видимость в тот день была хорошей, что собственно и спасло самолет, опознанный как гражданский. Позже американские летчики ссылались на неисправную навигационную аппаратуру, но известно, что японские диспетчеры безуспешно предупреждали экипаж об отклонении от курса по радио.
Дуглас ДС-8 – американский реактивный авиалайнер компании «МакДоннел Дуглас», производился с 1958 по 1972 года, став первым гражданским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. ДС-8 рассматривался как аналог Боинга 707, продажи которого превысили продажи ДС-8 в два раза. И те, и другие используются преимущественно в качестве грузовых самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки. Длина более пятидесяти метров, размах крыльев 45 метров, максимальная крейсерская скорость 950 км/ч.
Подполковник Ярослав Хиров, оставшийся на базе, на острове Итуруп за командира полка, связался со штабом дивизии на Сахалине, потом переключился на Хабаровск и получил приказ из штаба командующего посадить, а не сбивать нарушителя государственной границы СССР. Третья мировая война могла начаться по любому поводу – отношения между США и СССР были накалены до предела. В 9:01 в воздух поднялось дежурное звено МиГ-17 под руководством пятерых асов: И. К. Мороза, И. Ф. Ветушко, Ю. Б. Александрова и В. А. Игонина во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым (все летчики были в капитанских званиях). Догнав нарушителя, они, как это полагается по международным правилам, показали маневром знак, который гласил о нарушении границы. В ответ не последовало никакой реакции. Через пару минут полета советские летчики показали еще один знак – «следуйте за нами». Но американский самолет не сбавил скорости и попытался уйти на недоступную МИГам высоту. Ситуация становилась критической, летчики получили разрешение сделать предупредительный выстрел. Залп из трех пушек буквально перед самой кабиной самолета подействовал отрезвляюще. Командир американского корабля показал большим пальцем вниз, и ДС-8 проследовал на аэродром «Буревестник».
Буревестник – военный аэродром, расположенный на острове Итуруп для базирования истребительной авиации и прикрытия района Южных Курил. Здесь размещался 387-й истребительный авиаполк, имевший на вооружении самолеты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21бис, а с 1983 года и МиГ-23. На аэродроме выполнялись гражданские авиарейсы, но он оставался в собственности Министерства обороны СССР и не был включён в список аэродромов совместного базирования.
Американцу сильно повезло, когда при первом ознакомительном облете посадочной полосы он чудом не врезался в вулкан Грозный. Пока самолеты шли на посадку, у командующего в Хабаровске вспомнили, что на аэродроме взлетно-посадочная полоса длиной всего 1200 метров плюс немного наращенной «железки» – гофрированных металлических пластин с прорезями, полученных ещё по ленд-лизу, что вполне хватало миниатюрным истребителям. Срочно приказали дать сигнальные ракеты в воздух, но опоздали, в штабе повисла театральная пауза. В 10:40 ДС-8 благополучно завернул в отведенный ему «карман» и остановился целый и невредимый. Чтобы гости не сбежали, к самом носу самолета работники аэродрома подогнали трактор.
Командир американского экипажа Джозеф Тальзанини ни слова не говорил по-русски. Ярославу Хирову пришлось вызвать учительницу английского! языка, которую американец итальянского происхождения понять не смог. В конце концов, разговор смогли построить на немецком, который оба офицера немного понимали. Оказалось, что DC-8 перевозил во Вьетнам более двухсот американских солдат, направляющихся из отпусков и госпиталей по месту прохождения службы. После посадки американские морские пехотинцы разбрелись по всему аэродрому, скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом, как того велят уставы.
По свидетельствам очевидцев советских военных на острове в то время находилось всего несколько сот человек: «...в основном так называемый технический персонал, обслуживающий полеты – механики, заправщики, техники, метеорологи, связисты и так далее. Только пограничная застава – около 30 солдат – вооружена достаточно. У остальных – летчиков и нескольких офицеров – были пистолеты, а у часового, охранявшего стоянку дежурных самолетов, – карабин без патронов. Конечно, на складах оружия хватило бы на всех. Но если что, людей пришлось бы собирать с десятка объектов, а ведь это время. В общем, у нас шансов не было...».
В это время шел бурный радиообмен с Сахалином и Москвой. Все были в замешательстве, первый приказ гласил: «Действуйте согласно обстановке». Но как, не сообщалось. Только где-то спустя час из Москвы поступило установка: «Задержать американцев до особого распоряжения министра обороны Андрея Гречко». Пришлось решать вопрос о том, как и где разместить всю массу людей. В конечном счёте морским пехотинцам выдали матрасы, одеяла и расположили прямо на полу в местном клубе, а экипаж и стюардесс поселили в одном из зданий на территории аэродрома. Все строения были старые, деревянные. Кормили чёрным хлебом, консервами, лапшой. Давали сыр, масло, кофе и сигареты. В каком-то смысле американские солдаты были идеальными пленниками – не выдвигали требований и передвигались в столовую только строем под грозные крики капралов. Оружие они сложили в клубе-казарме в одном месте, выставили часовых. Очевидно, янки понимали, что находятся на территории государства из противостоящего военного блока и ничего хорошего от нас им не будет. Никаких дружеских обменов обмундированием и братаний с местными не было.
Посол США в СССР получил ноту протеста. Американцы принесли свои извинения, объяснив, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Им, конечно, не поверили, и на Курилы прибыли высшие военные чины, разведка и кэгэбэшники. Специалисты обследовали самолет со всех сторон с целью выяснить, почему отказала навигация или все это тщательно спланированная акция для проверки защищенности наших дальних рубежей. Экипаж и командиры морской пехоты были допрошены. Джозеф Тозолини вообще категорически отрицал сам факт пересечения границы, но, в конце концов, подписал документ о нарушении воздушного пространства СССР. На третьи сутки было принято решение отпустить ДС-8 курсом на Токио.
Cамолет дозаправили горючим и загрузили в него большое количество воды и еды: сахар, масло, галеты, кофе. По предварительной оценке со своим разбегом и загрузкой ДС-8 должен был оторваться от земли как раз там, где уже находился Тихий океан. Поэтому своей печатью Тальзанини подтвердил, что он не возражает, если его самолет не сможет взлететь с взлетно-посадочной полосы. Когда Дуглас уже был готов к взлету, из штаба с Сахалина неожиданно поступил приказ: «Не выпускать до особого распоряжения». На взлетную полосу поставили тягачи. Через некоторое время поступил приказ: «Выпускать», тягачи убрали, и самолет пошел на взлет. Вопреки всем предположениям и благодаря мощным двигателям совместно с мастерством пилотов, Дуглас взмыл в воздух с середины бетонки. И тут снова повторилась команда: «Не выпускать». Но самолет уже улетал.
Стоит отметить несколько забавных моментов, связанных с событием:
• Вице-президент авиакомпании, демонстрируя западную порядочность, попытался расплатиться чеком за залитые в баки самолёта пять тонн авиационного керосина. Летчики смеялись, когда он бегал от одного к другому, пытаясь понять, на кого же все-таки выписать чек.
• Морским пехотинцам пришлось вручную разворачивать ДС-8, так как полоса не позволяла самостоятельно развернуться такому большому самолёту, а от тягачей Тальзанини отказался.
• Один из дней пребывания янки на нашей земле совпал с днем рождения капитана американского самолета.
• С этого инцидента берет свое начало анекдот, о том как один из пассажиров, оглядев убогую обстановку аэродрома, говорит другому:
– А я слышал, что здесь расположена крупная авиабаза.
– Вся база под землёй, а это – просто маскировка!
Примерно через час ДС-8 приземлился на авиабазе Мисава на севере Японии, где Тозолини вновь отказался от своих извинений, утверждая, что его самолёт не пролетал над советской территорией. Позже летчиков наградили памятными подарками, Ярославу Хирову выразили благодарность. Командир из Сочи прислал ему поздравительную телеграмму со словами: «Ну и повезло же тебе, мужик».
В 1979 году по Итурупу прошёл страшный тайфун, который полностью разрушил железную взлетно-посадочную полосу, повредил и уничтожил немало самолётов, погубил несколько человек. После этой природной катастрофы «железку» решили не восстанавливать. На старом месте был построен современный аэропорт с бетонной взлетно-посадочной полосой. Плиты возили на остров морем, в результате чего в народе аэродром получил прозвища «непотопляемого авианосца Советского Союза» и «золотого аэродрома страны».