Как-то я уже собирал материал по всем нашим рок-клубам...
С большим сожалением должен констатировать, что советское официальное эстрадное искусство на самом деле искусством не являлось, может быть — в редких своих проявлениях. Что касается молодежной музыки, то официально признанные вокально-инструментальные ансамбли чисто формально занимали эту нишу и быстро приедались. И, наверное, как у старшего поколения в области неформальной музыки предпочтения отдавались бардам, так в молодежной среде выбор был в пользу рок-музыки.
При этом надо сказать, что отечественная рок-музыка существенно отличалась от зарубежной и в музыкальном и текстовом плане, пересечение может быть существовало на уровне инструментария. В смысловом плане, как и в случае с бардами, репертуар был направлен на поиски смыслов, романтики, правды. Сказать, что отечественная рок-музыка звала на баррикады или озвучивала политические идеи, наверное, нет, так сказать нельзя. Да и честно сказать, если рассматривать рок кумиров с точки зрения их последующих политических занятий — трибуны и вожди — они так себе.
Да собственно нас тогда в основном интересовала их музыка и небанальные тексты. И, наверное, решающую роль в становлении отечественной рок-музыки сыграли рок-клубы.
Ленинградский рок-клуб — советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х годов. Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, не был тем типичным рок-клубом, какие существовали тогда на Западе. Он скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также был свой устав и статус. Возглавлял рок-клуб президент: с 1981 по 1982 — Геннадий Зайцев, с 1982 по 1988 — Николай Михайлов. Годы существования рок-клуба оставили довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки, многие группы, некогда там выступавшие, стали знаменитыми и культовыми, а некоторые и до сих пор с успехом продолжают свой творческий путь.
С 1973 года инициатива легализации рок-клуба в общей сложности появлялась четырежды. Как написал Александр Житинский: «Первая попытка создать рок-клуб не для абстрактного объединения музыкантов, а именно как способ легализации концертной деятельности, относится к 1979 году. Тогда в районном подростковом клубе на проспекте Энергетиков, 50, усилиями подпольных менеджеров Юрия Байдака, Сергея Дрызлова и Татьяны Ивановой был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки». В клуб вошли десять основных тогда городских рок-групп (имеются в виду группы, способные к концертной деятельности и выражаясь современным языком сотрудничавшие с вышеуказанными менеджерами): «Зеркало», «Дилижанс», «Земляне», «Кронверк», «Яблоко», «Аргонавты», «Пикник», «Россияне», «Мифы», «СЛМР», «Орнамент». Под эгидой этого клуба был устроен первый большой официально разрешенный в Ленинграде концерт. Тогда же инициаторы клуба начали вести первые переговоры с представителями профсоюзов, так как было понятно, что «крыша» чья- то понадобится, а эта казалась самой неидеологизированной. И вот в январе 1981 года у директора Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества Анны Александровны Ивановой состоялось историческое собрание, в котором приняли участие известные в рок-кругах люди — Геннадий Зайцев, Федор Столяров, Юрий Байдак, Игорь Голубев, Владимир Калинин, Татьяна Иванова, может быть кто-то ещё. Все они в основном занимались устройством концертов, некоторые ещё и играли. Сказав историческую фразу: «Ну ладно, если меня уволят с работы, у меня есть муж — он меня прокормит», — А. А. Иванова обрекла клуб на существование».
В 1981 году в «Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества» (ЛМДСТ). В зале, принадлежавшем этой организации, 7 марта 1981 года состоялся первый концерт «ЛенКлуба Любителей Музыки», в котором приняли участие «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». Этот день считается датой основания рок-клуба, однако «Рок-клубом» он стал называться только с 1982 года, когда наиболее «революционно» и свободомыслящих организаторов клуба администрация удалила из КЛМ. Вскоре был избран новый совет, во главе которого встал Николай Михайлов.
Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 году, с тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время рок-клуб открыл такие группы, как «Кино», «Алиса», «Телевизор», «Поп-механика» и др., которые впоследствии стали классикой русского рока.
В середине и конце 1980-х административный контроль над ЛРК стал снижаться, и в клуб были приняты те группы, которые раньше просто не могли быть туда допущены вследствие идеологической сомнительности, а именно «Автоматические удовлетворители», «Народное ополчение» и др. Более того, рок-клуб стал принимать группы и из других регионов СССР. Так, например, группа ДДТ получила своё второе рождение в Ленинграде. В 1989 году здесь выступала «Гражданская оборона»; также на сцене ЛРК выступали Пётр Мамонов и группа «ЧайФ». В 1988 году в рок-клуб спонтанно заехала и выступила в нём группа Scorpions.
Московская рок-лаборатория (1986—1992) — общественная организация, в 1980-х годах контролировавшая спонтанную концертную деятельность московских рокеров. В Москве 23 октября 1985 года, по указу первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина при Едином научно-методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета была организована рок-лаборатория. Первым директором стал Булат Турсунович Мусурманкулов, позже его сменила Ольга Николаевна Опрятная. Московская рок-лаборатория объединила почти все существовавшие на то время московские и подмосковные команды.
Свердловский рок-клуб (СРК) — общественная и концертная организация, созданная в Свердловске в марте 1986 года и фактически прекратившая существование в 1991.
Первые музыкальные коллективы, которые можно отнести к жанру рок-музыки, появились в Свердловске в начале 1970-х. Эти группы не исполняли песни популярных в то время ВИА «Поющих гитар», «Весёлых ребят», а копировали «Битлз», «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат». Члены рок-групп «Бумеранг», «Полимер», «Пилигрим», «БИОС», «Альтаир», «Эврика» были в основном студентами институтов, потому там и базировались. В 1972 году группа «Бумеранг» завоевала звание лауреата Всероссийского студенческого фестиваля рок-групп в городе Куйбышеве.
В середине 1970-х возникают группы, пытающиеся выйти за рамки простого копирования и создавать собственные произведения. Наиболее известны и интересны среди них «Студия Архитектурного Института» и «Сонанс» (УрГУ), исполнявшие сложные полифонические многочастные композиции, используя наряду с электрическими духовые и шумовые инструменты. Их выступления были насыщены разнообразными сценическими и светотехническими эффектами, включая и показ слайдов. Эти группы опирались на русский фольклор и достижения классической музыки XX века (С. Прокофьев, К. Пендерецкий). В 1976—1977 годах стали лауреатами фестивалей в Риге.
В 1978 на фестивале «Весна УПИ» сильное впечатление на свердловских рок-музыкантов производит московская «Машина Времени», удачно сочетавшая русский текст с характерными интонациями рока. В том же году группа «Сонанс» выступает на фестивале в подмосковном городе Черноголовка вместе с лидерами всесоюзного рок-андеграунда.
В 1980 начинается новый этап в развитии свердловской рок-музыки. Её лидер «Сонанс» делает поворот в творчестве, исполняя более простые и демократические песенные формы. Одна из основных причин — растущая популярность «Машины Времени» и её последователей. Через полгода после создания студийной записи группа распадается на две: «Трек» и «Урфин Джюс». В июне 1981 по инициативе комитета комсомола Архитектурного института проводится I городской рок-фестиваль, в котором участвует около 10 групп.
В декабре 1982 Свердловский горком комсомола впервые проводит выездной семинар по проблемам молодёжной музыки. В его программе были лекции и совместные выступления групп. Через полгода состоялся II семинар, на котором появляются новые группы, в том числе и «Наутилус Помпилиус». В результате образуется довольно сплоченный круг единомышленников, насчитывающий несколько десятков человек, которые постоянно общаются, совместно музицируют, обсуждают новые композиции друг друга, устанавливают личные контакты с рок-музыкантами других городов.
Наконец, в марте 1986, Свердловский областной комитет КПСС распоряжается закончить с оформлением свердловского рок-клуба за две недели, письменно обосновать названия групп. Официальными задачами клуба были музыкальное и идейное сплочение рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся группам через «литовку» (разрешения на публикации записей и выступления) и концерты. Возглавил клуб и был его бессменным президентом Николай Грахов, первым заместителем президента рок-клуба являлся Рудольф Стерхов.