26 января 2023

История фотографии. Моменты озарения: Ньепс, Дагер, Тальбот (часть вторая)


Теодор Мориссе (1803-1860). Дагерротипомания. Декабрь 1839 года. Литография с наложением цвета.

Джон Пламби (1809-1857) был гражданским инженером и продвигал с самого начала строительство трансконтинентальной железной дороги. Он был публицистом, издателем и дагерротипистом-любителем. Возможно изучал фотографию с Франсуа Гуро в Бостоне, Массачусетс, в марте 1840 года и известно, что осенью этого же года он открыл в городе фотостудию. В следующем году, также в Бостоне, основал Фотографический институт Соединенных Штатов и открыл одну из первых галерей, которую назвал “фотографическим депо”. Он продолжил дело организации студий м в 1843 году открыл одну из них на Бродвее в Нью Йорке. Этот город вскоре станет центром его бизнеса.





Он был первым американцем, создавшим франшизу из сети дагерротипных галерей, организовав предприятия по меньшей мере в 25 городах страны до времени своего банкротства в 1848 году. Вдобавок к своей деятельности действующего дагерротиписта и “профессора” процесса, Пламби продавал материалы для дагерротипии и фотооборудование под маркой своего имени.

Тройная французская камера на четверть пластины со скользящим корпусом. Ок. 1845


Эта камера с неподвижным ложем, делала дагерротипы в четверть пластины, а в её конструкции была применена необычная трёхкорпусная система фокусировки вместо традиционной двухкорпусной конструкции. Дополнительный корпус позволял камере телескопировать на манер фокусировочного меха, хотя эта необычная конструкция не давала никаких технических преимуществ. Необычными были к тому же ландшафтные линзы с вращающейся для контроля экспозиции диафрагмой.


Дагерротипная камера американского стиля. Ок. 1848


Камеру такого типа делали многие американские фабриканты в середине эпохи дагерротипии, то есть примерно с 1845 по 1850 гг. и обычно эти аппараты называют дагерротипными камерами американского стиля. Они делались трёх размеров – полнопластиновые, в половину и в четверть пластины. Дверка и верх камеры давали доступ к фокусировочному стеклу и рамке держателя пластины. Фокусировка осуществлялось с помощью механизма кремальеры, смонтированного на объективе, так как внутри камеры не было приспособлений для наведения фокуса. Камеры американского стиля более всего использовались для портретной фотографии и обычно снабжались стёклами Петцваль. Известные с 1841 года, эти линзы были в 20 раз быстрее ландшафтных, применяемых в камерах Жиру и, в сочетании с более светочувствительными пластинами, делали портретную фотографию приемлемой.


Дагерротипная камера Льюиса (в четверть пластины). Ок. 1851.


В 1851 году отцом и сыном Льюисами была введена в оборот камера с фиксированным основанием, ставшая одной из самых популярных камер студийных фотографов-дагерротипистов. Похожая на камеру американского стиля, она имела фокусировочный мех в центре своего корпуса. Это было сделано с целью ускорения копирования дагерротипов, которые, будучи уникальными предметами, могли копироваться лишь внутри камеры. Изначально партнерами были отец и сын Уильям и Уильям Х Лююисы, и, хотя фирма несколько раз меняла владельцев, первоначальный дизайн камеры оставался неизменным. Другими известным изготовителем такой камеры были Гаррисон и Компания, Палмер и Лонгкинг и Х. Льюис. Аппараты изготавливались и безымянными производителями. Именно эта камера была размером в четверть пластины, другие выпускались в размере полных и половинных пластин.


Неизвестный фотограф. Портрет бабушки Уаллиса Уорфилда Симпсона в молодости. Ок. 1850 г. Дагерротип с наложенным цветом.

ИХ ЛИЦА СЛОВНО ЖИВЫЕ


Самые первые портреты известных личностей до сих пор поразительны для нас. Мы можем видеть королеву Викторию, аболициониста Джона Брауна и Гарриет Бичер Стоу рядом с литературным титаном Эдгаром Алланом По. Мы имеем портреты индейских вождей, сенаторов США и англичан – членов парламента. Лучшие из фотографий выглядят словно сняты вчера.

Мы можем лишь вообразить, что значило для людей, никогда не видевших фотографии, встретиться лицом к лицу с такими знаменитостями, человечными, смертными, реальными. Дагерротипные студии росли как грибы в каждом более – менее крупном американском городе. К 1850 году только в Нью-Йорке их было около 90. Гужевые повозки доставляли камеры в маленькие городки и деревни. Спрос диктовался перспективой не только остаться в памяти, но и удостоверится, что ты существовал и остался запечатленным даже после смерти. Дагерротип хранил задумчивую улыбку, надменную позу и внешность бойца.

Содержание снимка оставлось таким же, как и сейчас. Есть дагерротипы пожаров на мельницах, операционных, батальных сцен, Ниагарского водопада, Лондонского хрустального дворца, набережной реки в Цинциннати, епгипетских пирамид и, порой, моделей без одежды. Дагерротипы подтверждали людскую натуру.


Саутуорт и Хэйвс (работали в 1845-1861). Портрет неизвестной женщины. Дагерротип.


Платт Д. Бэббит (ок. 1879) Туристы любуются Ниагарским водопадом с точки Проспект Пойнт. Дагерротип с наложенным цветом.




Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877). ок. 1845. Отпечаток на пропитанной солью бумаге.
Это было бы очаровательное зрелище


Джонн Моффат (1819-1894). Портрет Тальбота, 1848. Отпечаток был сделан в 1865 году с оригинала негатива Гарольдом Уайтом.

Англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877), предпочитавший, чтобы его звали просто Генри, изобрёл иной способ создания изображения. В 1830 году его эксперименты по воспроизведению картинок привели к созданию процесса получения фотогравюр. Началось с того, что он разочаровался получением изображений с камеры обскуры. “Было бы очаровательно, – размышлял он, – коль натуральные изображения печатались бы сами и на долгое время оставались зафиксированными на бумаге!”

Талбот решил проблему, но, к своему разочарованию, узнал, что Дагерр со своим изобретением его опередил. (Он не понял, что это были разные изобретения). 31 января 1839 года Генри описал процесс как “фотогеническое рисование” в письме в английский Королевский институт а затем подытожил результаты под заголовком “Отчёт об искусстве фотогенического рисования”, ставший первым опубликованным трудом о фотографии. В 1841 году Талбот открыл явление латентного изображения и стал родоначальником калотипии, (от греческого καλός «красивый» и τύπος «отпечаток»).

Калотипия была процессом, отличным от дагерротипии. Она начиналась с негатива, документа, выглядевшего бесполезным, потому что переворачивал всю сцену, делая бело чёрным и наоборот и придавая людям вид трупов. Негатив накладывался на светочувствительную пластину и подвергался воздействию света. Получался позитивный отпечаток и этот принцип стал широко применяться в фотографии путём первоначального создания негативных пластин и плёнок.

Калотипы не стали столь же популярны, как дагерротипы и в начале 1850х всё число бумажных негативов в мире было меньше, чем производилось дагерротипов в течение одного года. Отпечатки с негативов не были такими резкими и не передовали столько оттенков, как дагерротипы. Они были тусклыми, размытыми и конечный результат оставлял желать лучшего. В какой – то степени помогало вощение бумаги с целью увеличения её прозрачности и резкости. На стекле негативы получались лучше, но Талбот счёл, что стекло труднее покрывать чувствительным слоем. Не последнюю роль в том, что процесс не получил широкого распространения у коммерсантов было требование платить Талботу отчисления за его применение.
Но зато калотипы были дешевле, их легче было делать светочувствительными и экспонировать. А главное, отпечатки делались легче и быстрее. Талбот рекламировал преимущества процесса, выпустив в 1844 и 1845 гг. первую книгу, иллюстрированную фотографиями под названием “Карандаш природы“. Она вышла в шести частях и содержала 24 отпечатка. Фотографии надо было клеить вручную (современная техника полутоновой печати ещё не была известна). Но произведя почти 300 экзэмпляров книги, Талбот предвосхитил массовое распространение фотографии механическим способом.

Для создания отпечатков для этой и других книг Талбот устроил фотолабораторию. По сути она была первым коммерческим заведением такого рода. Создание отпечатков происходило под открытым небом. Ассистент заключал негатив в печатную рамку, налагаемую на лист бумаги, покрытой слоем хлорида серебра и оставлял под солнцем. Когда отпечаток созревал (от 10 минут до получаса), его помещали в химическую ванночку, залитую “фиксажом” из гипосульфата соды, чтобы предотвратить дальнейшее потемнение. При наличии скупого английского солнца за день можно было сделать несколько десятков карточек с одного и того же негатива. В пасмурный день на каждую уходил примерно час.


Уильям Генри Фокс Талбот. Монастырь в Лакоке. 1844. Отпечаток с просоленного бумажного калотипного негатива.


Автоматическая камера Огюста Берша. Примерно 1860 год.



MONTREALEX BLOG