Молодость политика
Арат Сикионский вошёл в историю как самый известный лидер Ахейского союза, несмотря на то, что сам он был уроженцем дорийского Сикиона.
Арат родился в Сикионе около 271 г. до н. э. в семье аристократа Клиния. У Клиния было много друзей среди знати других пелопонесских полисов. Более того, отец Арата считался другом царей Македонии и Египта.
Сикион первой половины 3-го в. до н. э. был неспокойным местом — в городе периодически проходили перевороты. Друг друга сменяли тираны. После падения очередного тирана в городе ненадолго восстановили аристократическую республику, одним из лидеров которой стал именно Клиний.
В 264 году до н. э. власть в городе захватил очередной тиран, Абантид. Он казнил Клиния. Родственники спасли Арата и переправили его в Аргос к друзьям отца. В Аргосе молодой Арат получил неплохое образование.
В Сикионе тем временем продолжались смуты. Абантид был убит заговорщиками, но власть взял его отец Пасей. Его, в свою очередь, сверг новый тиран Никокл. Многие сикионцы были изгнаны и нашли убежище именно в Аргосе.
В 250 г. до н. э. Арат решил действовать. Он собрал отряд из сикионских изгнанников, своих рабов, а также шайки некоего разбойника, и выдвинулся в сторону Сикиона. Заговорщики ночью перелезли через неохраняемый участок стены и захватили резиденцию Никокла. Впрочем, тиран сумел бежать.
Современники могли ожидать, что Арат станет очередным тираном. Вместо этого сын Клиния приказал разрушить дома тиранов и раздать гражданам их имущество. В самом Сикионе Арат установил республику.
Освободитель Коринфа
Хотя Сикион был независимым полисом, действия Арата вызвали недовольство македонского царя Антигона II. Дело в том, что в зависимых от Македонии греческих полисах часто правили тираны. Свержение тирании создавало неприятный прецедент. При этом Арат сохранил дружеские отношения с правителем Египта.
Первым политическим решением Арата было присоединить Сикион к Ахейскому союзу. В эту федерацию входили полисы ахейцев, расположенные на севере Пелопоннеса. Сикион стал первым дорийским полисом, вошедшим в Ахейский союз.
Вскоре после этого Арат отправился в Египет просить помощи у Птолемея. Сикионские изгнанники требовали возвращения отнятого у них имущества. Новые владельцы не хотели его отдавать. Полис оказался перед лицом новой смуты. Арат попросил Птолемея предоставить деньги, которые помогли бы уладить конфликт, и получил их. Разумеется, Птолемей выделил 150 талантов в обмен на служение его интересам в Греции.
Вернувшись в Сикион, Арат уладил конфликты между согражданами с помощью египетских денег. Следующие годы сын Клиния набирался военного и политического опыта. Он служил одним из командиров конницы Ахейского союза.
В 245 г. до н. э. Арат впервые был избран стратегом Ахейского союза. Отныне он будет избираться стратегом каждые два года (законы союза запрещали избираться ежегодно). В первый год он впервые командовал ахейской армией в войне с Этолийским союзом, но не проводил крупных битв.
В 243 году до н. э. Арат одержал свою величайшую военную победу — он отвоевал Коринф. Этот город в течение 60 лет оставался под контролем Македонии. Укрепления Коринфа получили название «цепей Эллады». Освобождая город, Арат действовал в своём стиле — ночная неожиданная атака.
Два предателя из македонского гарнизона показали Арату и его воинам тайную тропу к незащищенному участку стен. Сначала его воины захватили ворота города, прорвались внутрь, а затем взяли штурмом внутреннюю цитадель — Акрокоринф.
Утром Арат выступил в коринфском театре, где убедил жителей города «стать ахейцами». Это означало присоединение Коринфа в Ахейскому союзу. С этого времени начинается расцвет Ахейского союза и пик карьеры Арата, как его лидера. Вслед за Коринфом к союзу примкнули Мегары и Эпидавр, а македонские гарнизоны городов были изгнаны.
Арат продолжил командовать войсками ахейцев. В 243 или 242 году до н. э. он возглавил морское нападение на афинский остров Саламин. После победы Арат приказал отпустить без выкупа взятых в плен афинян, подчёркивая тем самым, что воюет против Македонии, а не Афин.
Одним из крупнейших полисов Пелопоннеса оставался Аргос, где правил тиран Аристомах. Арат задумал освободить город от тирана и привести Аргос в Ахейский союз. Сначала он вступил в переговоры с группой заговорщиков в городе и послал им груз кинжалов (Аристомах запрещал аргосцам носить оружие). Заговор провалился, но вскоре Аристомах был убит своими рабами.
На смену Аристомаху пришёл новый тиран, Аристипп. Арат собрал войско и двинулся на Аргос. Стратег надеялся, что аргосцы восстанут против тирана, но они, по выражению Плутарха, «уже свыклись с рабством».
В 241 году до н. э. Арат вновь возглавлял Ахейский союз в ранге стратега. В тот год ахейцы и спартанцы стояли на Истмийском перешейке, преграждая дорогу этолийцам. Источники расходятся, что случилось дальше. По одной из версий, между Аратом и спартанским царём Агисом произошла ссора, и спартанец увёл своё войско. Вслед за ним отступил и Арат, открыв врагам дорогу вглубь полуострова.
Вероятно, Арат ожидал, что этолийцы нападут на Аркадию или Арголиду, но северяне двинулись в Ахайю и даже взяли Пеллену. Теперь Арат отреагировал энергичнее. Он контратаковал и разгромил этолийцев, захвативших Пеллену, спасая жителей города от участи рабов.
В 239 году до н. э. началась долгая война между Этолией и Македонией. На фоне этой войны Арат добился заключения мира между Ахейским и Этолийским союзами. Пока этолийцы воевали с македонянами в Северной и Средней Греции, ахейцы изгоняли из пелопонесских городов македонские гарнизоны и дружественных Македонии тиранов.
Арат вновь попытался захватить Аргос, действуя в привычной для себя манере. Неожиданной атакой он со своими воинами захватил участок аргосской крепостной стены. Арат надеялся, что теперь аргосцы восстанут, но они вновь остались безучастны. Стратег и его воины отбивались от воинов Аристиппа до ночи, Арат был ранен в бедро, и в итоге ахейцы отступили.
Создаётся впечатление, что после этой битвы в Арате что-то надломилось. Он не раз совершал дерзкие нападения. Но в последующие годы, как отмечал Плутарх, Арат впадал во время боя в ступор и не мог принимать решений. Возможно, это легенды, но факты говорят о следующем. Арат мог храбро командовать небольшим отрядом во время неожиданного нападения, но терялся, когда становился во главе войска.
В 237 или 235 году до н. э. Арат привёл в Арголиду своё войско и дал Аристиппу бой. Но, если верить Плутарху, ахейский стратег сам скомандовал отступление в решающий миг.
В тот год Арат захватил аргосский город Клеоны, где в древности проводились общегреческие Немейские игры. Позже игры стали проводиться в Аргосе, но Арат организовал игры в Клеонах. Большинство греков предпочли поехать на игры не в Клеоны, а в Аргос к Аристиппу. По приказу ахейского стратега участников и зрителей, возвращавшихся из Аргоса, захватывали в плен и продавали в рабство.
Аристипп попытался отвоевать Клеоны, но попал в ловушку Арата. Сначала ахейский стратег сделал вид, что уводит войско, но ночью тайно вернулся. Аристипп и его наёмники попали в засаду, и тиран погиб. Но Арат вновь не смог взять Аргос — там успел захватить власть брат тирана Аристомах Младший.
В 230-е годы до н. э. Ахейский союз расширился за счёт присоединения городов Аркадии. В 235 г. до н. э. тиран аркадского полиса Мегалополя Лидиад сложил полномочия и присоединил свой город к союзу. Теперь у Арата появился влиятельный соперник.
В 229 г. до н. э. Арат, наконец, добился успеха в противостоянии с Аргосом. Он убедил Аристомаха последовать примеру Лидиада — сложить тираническую власть и присоединить Аргос к союзу. Естественно, Аристомах мог избираться стратегом союза.
Другим успехом Арата были переговоры в Аттике. В афинском порту Пирее продолжал стоять македонский гарнизон. По итогам переговоров македоняне покидали Аттику, получив 150 талантов. 50 из них заплатил лично Арат.
Клеоменова война
Македонское влияние в Греции сошло на нет. Это было достигнуто во многом усилиями Арата. Но последующие события заставят его заключить с Македонией союз и вновь привести их в Грецию.
В 229 г. до н. э. царь Спарты Клеомен III начал войну с Ахейским союзом. Правитель Лаконики надеялся вернуть Спарте прежнее величие. Его противниками со стороны ахейцев были Арат и Лидиад.
Поначалу стороны избегали больших битв. В 227 г. до н. э. Арат был разгромлен Клеоменом в полевой битве. Но в том же году восстановил пошатнувшуюся репутацию захватом Мантинеи. Затем состоялась битва при Ладокиях, где командовали и Арат и Лидиад.
Битву без команды Арата начали легковооруженные воины. Затем Лидиад повёл в атаку конницу и оттеснил врага. Арат запретил пехоте двигаться в бой. В результате Лидиад был отрезан от основных сил и убит. Сложно судить, была ли это обычная нерешительность Арата или расчёт, чтобы уничтожить соперника.
В 226 г. до н. э. война продолжилась. Арат занял оборонительную, уступив инициативу Клеомену. Вскоре была потеряна Мантинея, а стратег Гипербат был разгромлен спартанцами при Димах.
За год до этого ахейцы уже начали переговоры с Македонией. Теперь они возобновились. Условием македонского царя Антигона III было возвращение Акрокоринфа. Арат колебался, вёл переговоры с Этолией и Афинами, но греки отказались помогать ему в войне.
Тем временем города переходили на сторону Клеомена. В родном Сикионе Арат подавил мятеж. А из Коринфа ему пришлось бежать. Вслед за этим Коринф открыл ворота Клеомену.
В 224 г. до н. э. на Пелопоннес прибыла македонская армия во главе с царём. Антигон разбил Клеомена при Селассии в 222 г. до н. э. После этого царь Спарты бежал.
После победы в войне Антигон учредил Эллинский союз и стал его главой. В Эллинский союз входили Ахейский, Беотийский и Акарнанский союзы. Арат сохранял положение лидера союза, а также влияние на царей Антигона, а затем и Филиппа.
Позже стратег вызвал гнев македонского царя. И, как описывает Плутарх, Арат был отравлен медленно действующим ядом. Это произошло в 213 г. до н. э.
Арат — один из немногих античных политиков, кто написал мемуары. Он пошёл по пути, которым следовали политики-мемуаристы последующих веков. В воспоминаниях Арат оправдывал те решения, которые принимал на посту стратега союза.
Мемуары Арата утрачены. Сохранилось только несколько цитат у других авторов. Но ими пользовались Полибий (при написании «Всеобщей истории) и Плутарх (при создании биографии Арата).