Биография Архита Тарентского оказалась на периферии интересов античных авторов. Как и о многих правителях и философах Классической эпохи, достоверных и аутентичных сведений о правителе-философе мало. Известно, что биографию Архита написал тарентский философ Аристоксен, но сохранились только фрагменты этого труда. Другой важный источник об Архите — седьмое письмо Платона.
Помимо Платона, об Архите писали современники. Аристотель посвятил три книги философии тарентского правителя. Ученик Аристотеля Евдем писал об Архите в своих трудах по истории геометрии и физики.
Поздние авторы, Афиней и Диоген Лаэртский, писали об Архите, опираясь на утраченную биографию Аристоксена. Предположительно, эта биография представляла взгляды Архита в виде его диалогов с оппонентами.
Жизнь и правление
Точные даты жизни Архита неизвестны. Родился будущий правитель и философ во второй половине 5-го века до н. э. В науке выделяют даты от 435 года до н. э до 410 года до н. э. Ушёл из жизни он между 360 и 350 годами до н. э. Известно, что Тарент был сильным и самостоятельным полисом в 370−360-е годы до н. э. Именно этот период считается временем правления Архита.
О семье правителя Тарента почти ничего неизвестно. Аристоксен (в передаче позднего автора) называет имя отца Архита — Гестиэй. Диоген Лаэртский даёт другое имя — Мнесагор.
Если годы юности и ученичества Архита пришлись на рубеж 5−4 веков до н. э., то он мог быть учеником самого выдающегося пифагорейца того времени Филолая. Последние годы жизни этого философа прошли именно в Таренте.
Загадкой остаются ученики Архита как философа. Словарь «Суда» говорит, что у тарентинца было много учеников. Но из других источников по имени известен только геометр Евдокс.
Поздние источники называют Архита философом-пифагорейцем. Судя по тому, что Аристотель посвятил его философии три отдельные книги, Архит был самостоятельным философом, чьи идеи были близки пифагорейским. Однако для потомков его близость пифагорейскому учению вышла на первый план.
В начале 4-го века до н. э. греческие полисы Южной Италии оказались между луканцами и державой Дионисия Сиракузского. Чтобы выжить, полисы образовали союз во главе с Кротоном. Но в 379 году до н. э. войска Дионисия взяли Кротон.
Участие Тарента в конфликтах первых двух десятилетий 4-го века до н. э. не прослеживается. Но полис, вероятно, выиграл от ослабления соседей и особенно падения Кротона.
Предположительно, после падения Кротона Тарент стал новым лидером союза полисов Южной Италии. Общесоюзные монеты выпускались по типу тех, которые чеканили в Таренте и его колонии Гераклее.
Немногочисленные свидетельства говорят о Гераклее как столице нового союза. Также есть упоминания о том, что Архит был избран стратегом своими гражданами и другими греками, под которыми понимают граждан остальных полисов Южной Италии.
Архит достиг лидерства в Таренте около 380 года до н. э. С этого же времени началось возвышение его полиса. Несомненно, свою роль сыграли и способности правителя-философа, но сказалось и падение Кротона. В 367 году до н. э. ушёл из жизни могущественный правитель Сиракуз Дионисий Старший. Его сын был более слабым правителем.
Во времена Архита, по свидетельству Страбона, Тарент мог выставить огромную армию — 30 тыс. пехотинцев и 4 тыс. всадников. По свидетельству другого автора, Флора, Тарент в ту пору был главным городом Лукании. Он славился своими размерами, стенами и портом, откуда отправлялись корабли во все известные земли.
Согласно Диогену Лаэртскому, Архит семь раз подряд избирался стратегом Тарента. Должности в греческих полисах были коллегиальными. В Афинах, например, ежегодно избирали 10 стратегов. Детали политического устройства Тарента неизвестны, но Архит должен был быть одним из нескольких избранных стратегов. Сохранились скупые свидетельства военных кампаний Архита против луканцев и мессапиев, коренных народов Италии.
Предположительно, Тарент во времена Архита был демократией. Согласно Аристотелю, демократическая форма правления утвердилась в полисе ещё в 5-м веке до н. э., когда многие аристократы погибли на войне с япигами. Также Аристотель пишет, что в Таренте часть должностных лиц избирали голосованием, а другую часть — жеребьёвкой.
Источники называют Архита избранным правителем, а Диоген Лаэртский напирает на его популярность у народа. Российский исследователь Л. Я. Жмудь помещает правление Архита в период с 367 по 361 годы до н. э. Известно, что Архит был лидером Тарента в этот период, но он мог быть влиятельным политиком своего города и раньше.
О частной жизни правителя-философа известно мало. Сохранившиеся истории показывают, что он любил детей. Якобы Архит разрешал детям своих рабов заходить к нему во время званых обедов. Среди его изобретений — погремушка для развлечения ребёнка.
Утраченные труды
Одна из тем историй об Архите — противопоставление тела и духа, а также разума и страстей. Философ пренебрегал физическими удовольствиями, потому что они мешали работе интеллекта. По его мнению, под властью самых сильных наслаждений человек вообще утрачивает способность мыслить. А интеллект Архит считал лучшим даром богов людям.
Как-то раз философ отказался наказывать рабов, испортивших его имущество. Он решил, что не должен действовать под влиянием гнева. В другой истории Архит сдержался от произнесения ругани, но нацарапал её на стене.
По примеру других философов Архит был критичен к людям. Он говорил, что человека без недостатков найти так же трудно, как рыбу без костей. Но он не был и мизантропом. В частности, он писал, что интеллектуальные достижения не приносят радости, если нет друга, с которым можно поделиться.
Все труды Архита утрачены. Сохранились только фрагменты в виде цитат у других авторов. К сожалению, нет и полного каталога сочинений Архита. Основным его трудом считался музыкальный трактат «Гармоника».
Второе сочинение Архита называлось «О науках» и было посвящено математике. В нём он касался вопроса о значении математики в жизни человека и в построении справедливого государства. Наконец, третье сочинение философа носило название «Рассуждения».
У философов есть комментарии к взглядам Архита. Это позволяет очертить круг проблем, о которых писал философ. Среди них — вопросы безграничности Вселенной, материи и движения. Есть примеры рассуждений Архита о природе того или иного числа. Также в одном из трудов он предложил решение вопроса удвоения куба.
Основываясь на изучении сохранившихся фрагментов, исследователь Карл Хафмен делает вывод, что Архит мог быть автором примерно 6 трактатов. В Античности и Средневековье был известен корпус сочинений тарентского философа, в котором оказались и труды, приписанные Архиту.
Под именем Архита в Античности были известны труды «О флейтах», «О машинах», «О декаде» и «О земледелии». Но их авторы могли быть просто тёзками тарентского философа.
Для современников Архит был прежде всего выдающимся математиком. Известны его суждения о практической пользе арифметики, которая, по его мнению, улучшает нравственность людей. Сохранились также свидетельства об изучении Архитом теории музыки. Одной из главных заслуг Архита можно признать то, что он соединил в своих трудах математику и философию.
Архит и Платон
Важный эпизод биографии Архита — его участие в судьбе философа Платона. Этот эпизод — первое, что упоминают в связи с жизнью и деяниями тарентинца.
Основной источник о спасении Платона Архитом — седьмое письмо Платона. В нём философ подробно описывает свой визит на Сицилию и участие в делах двора Дионисия Младшего.
Карл Хафмен тщательно анализирует исторические сведения о Платоне и Архите. Он выделяет группы свидетельств о взаимоотношениях двух философов, не связанные с седьмым письмом. Эти факты создают две противоположные картины. Согласно первой, Архит был учителем-пифагорейцем, а Платон — учеником. Согласно второй, Архит достиг успеха благодаря наставничеству Платона.
Автором первой точки зрения был ученик Платона Гермодор, а одним из популяризаторов — Цицерон. Согласно ей, после смерти Сократа Платон отправился искать новых учителей. Ими стали пифагорейцы Южной Италии и в их числе Архит. У первых авторов Архит — один из учителей Платона. У поздних — Платон является учеником Архита.
Византийский философ Иоанн Цец оригинально соединил историю об учёбе Платона у Архита с легендой о продаже философа в рабство. Согласно ему, Дионисий продал Платона в рабство, а купил его именно Архит.
Вторая традиция, меняющая местами Архита и Платона, восходит к Демосфену. Он упоминает пару Платон-Архит в ряду других пар из наставника-философа и ученика-политика: Перикл и Анаксагор, Алкивиад и Сократ, Тимофей и Исократ.
Согласно седьмому письму Платона, Архит был в числе тех, кто уговаривал Платона вернуться ко двору тирана Сиракуз Дионисия Младшего. Это указывает на давнее знакомство двух философов. Поэтому вполне правдоподобно выглядит, что Архит и Платон познакомились в 390−380-е годы до н. э., когда афинянин путешествовал в Южную Италию и на Сицилию.
Архит, согласно письму, напоминал Платону, что именно афинский философ помог установить отношения между Архитом и Дионисием. И теперь, если Платон не приедет, эти отношения вновь будут разрушены.
Кроме Архита Платона уговаривали вернуться в Сиракузы другие его друзья из Тарента. Отсюда видно, что Архит не был самым близким другом Платона в Таренте. Самым близким был его соратник Архедем, который из отправился за Платоном в Афины на корабле.
В 361 году до н. э. Дионисий хотел расправиться с Платоном, но благодаря вмешательству Архита позволил философу уехать в Афины. Это событие — последнее свидетельство о жизни Архита. Предположительно, он ушёл из жизни в 350-е годы до н. э.