13 апреля 2023

Кто не спрятался - я не виноват (часть 1)




В тот день морозный, день короткий, под снегом спали зеленя.
В тот день у проруби молодки смеялись, вёдрами звеня.
У ребятишек шло катанье на разметённом окском льду,
Когда на поле, под Рязанью, Батый привёл свою орду.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда! Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле и требует десятой доли
всего от каждого двора - мехов, казны и серебра.
В морозной снежной мгле кострами чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами рязанский князь пришёл тогда.
Он сам собрал Батыю дань: «Возьми дары! Не тронь Рязань!»
Любуясь княжьими дарами, Батый кумыс из чаши пил,
и, сидя в юрте меж коврами, с усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, - княгиню в жёны мне отдай!»
Взбешённый, не взглянув на хана, князь Фёдор молча вышел вон,
но тут ударом ятагана у входа в юрту был сражён.
А под покровом ночи тёмной, спеша в предутреннюю рань,
из Пронска, Мурома, Коломны три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали на помощь брату своему,
они тогда ещё не знали, какой конец пришёл ему.
И вдруг раскинулась пред ними сама беда, гроза сама,
не видно солнца в сизом дыме - на девять вёрст ордынцев тьма.
В неравный бой они вступили, своим сородичам верны,
И в сече головы сложили, со всех сторон окружены.
Наталья Кончаловская


Когда Руси, можно сказать, ещё не было, жили люди, говорившие по-русски, соблюдались русские обычаи, сохранялась русская вера, но страны не существовало – и долго не существовало, 2 с лишним века, с 1238 года до середины XV столетия. В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории – самая неприглядная. Это тяжёлая травма исторической памяти: времена унижения, распада, потери собственной государственности. Читать о событиях XIII–XV веков – занятие поначалу весьма депрессивное. Однако постепенно настроение меняется. Процесс рубцевания ран, возрождения волнует и завораживает. В нём есть нечто от русской сказки: Русь окропили мёртвой водой, затем живой – и она воскресла, да стала сильнее прежнего. Татаро-монгольское завоевание принесло много бед и страданий, но в то же время оно продемонстрировало жизнеспособность страны, которая выдержала ужасное испытание и сумела создать новую государственность вместо прежней, погибшей. Если воспринимать нашествие Батыя как победу «чужих» над «нашими», получается обидно. Однако «татаро-монгольское иго» было не чужеземным завоеванием, а этапом формирования российской государственности, которая обогатилась важным компонентом. Это наши воевали с нашими же. Точно так же, с позиции современных британцев, выглядит война нормандцев с англосаксами. Поэтому правильнее было бы считать потрясения ордынского периода родовыми схватками государства, в котором мы живём. Да, роды были мучительны, но без них не возникло бы России.

Русь накануне монгольского нашествия




Татары, являющиеся у нас такой же коренной народностью как русские, до сих пор испытывают на себе мстительность древних поговорок. Историческая память языка удивительно живуча. «Незваный гость хуже татарина», говорят у нас, уже не помня, что когда-то имелись в виду разбойничьи наезды ордынских сборщиков дани. Присказка того же происхождения «Нам, татарам, всё даром», уцелела, должно быть, благодаря удачной рифмовке. Слово «татарщина» долго употреблялось в значении «варварство, дикость». О домашнем беспорядке могут сказать: «Будто Мамай прошёл» – редкий случай, когда происхождение поговорки можно датировать с точностью до года - 1380. Ладно. Язык не имеет автора, он – такой, какой сложился. Но странно читать у потомка ордынца Кара-мурзы, историка Карамзина фразы вроде: «Татары не знали правил чести». Ещё как знали, просто эти правила не совпадали с русскими. Кстати говоря, доля «татарских» родов в дворянском сословии, опоре Российской империи, была чрезвычайно высока. По подсчётам историка Н. Загоскина (между прочим, потомка мурзы Шевкала), среди высшей знати было 156 фамилий «восточного», то есть ордынского происхождения – почти столько же, сколько варяжского -168, и намного больше, чем «неуточнённо русского» - 42.

Русские княжества показаны единым блоком, территория Болгарии в тот период кратковременно увеличилась. Латинская Империя доживала свои последние годы, а Никейская готовилась возродить Византию. Трапезунд - часть Византийской империи. L.O. в прибалтике - Ливонский орден, там же недалеко T.O. – Тевтонский, около 1240 года


Да и наш язык при внимательном рассмотрении оказывается с сильной примесью татарскости. Множество слов, которые мы воспринимаем как старинные русские, пришли из Орды: деньги, башмак, аршин, алтын, сундук, казна, таможня, базар, барыш, табун – всё и не перечислить. В общем, нашему взгляду на отечественную историю давно пора бы избавиться от «антитатарской» предвзятости. Татаро-монгольская составляющая в российской государственности не просто органичная и своя, но превалирует над более древним варяжско-византийским и, пожалуй, даже славянским компонентами. Уважаемые историки утверждают, что ордынский опыт не имел для российской государственности особенного значения. Однако русское государство до монгольского вторжения было совершенно европейским; его жители выглядели и даже одевались по-европейски. Французский посланник де Рубрук в середине XIII века пишет: «Русские женщины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими или горностаевыми мехами от ног до колен. Мужчины носят епанчи, как и немцы, а на голове имеют войлочные шляпы, заострённые наверху длинным остриём». 200 лет спустя, когда на политической карте континента вновь появится русское государство, московиты будут восприниматься западными людьми как совершенные азиаты – и так останется вплоть до петровской вестернизации. Таким образом, Московская Русь – не продолжение древнерусского государства, а сущностно иное образование, обладавшее принципиально новыми чертами. Это другое, второе русское государство. На протяжении двух с лишним веков Русь была частью азиатской державы. Собственно, мы и сегодня являемся страной преимущественно азиатской. Достаточно посмотреть в атлас, чтобы убедиться: границы современной России совпадают скорее с контуром Золотой Орды, нежели Киевской Руси. Иное дело, что, попав на 200 лет в зону азиатской цивилизационной модели, Русь там не осталась – но и к европейской парадигме тоже не вернулась, а попыталась нащупать свой собственный, промежуточный путь.







Российское государство несёт в себе генетический код двух очень разных цивилизаций – европейской, сложившейся из славянского, византийского и варяжского компонентов, и азиатской - монгольско-тюркской. И первая встреча наших «родителей» произошла при весьма бурных обстоятельствах. Ей предшествовало зловещее предзнаменование. В канун знакомства, откуда ни возьмись объявилась «звезда величины необыкновенной, и целую неделю в сумерки показывалась на Западе, озаряя небо лучом блестящим. В сие же лето сделалась необыкновенная засуха: леса, болота воспламенялись; густые облака дыма затмевали свет солнца; мгла тяготила воздух, и птицы, к изумлению людей, падали мёртвые на землю» - из летописи в пересказе Карамзина. Вообще-то это в очередной раз приблизилась к Земле комета Галлея. Всякое её появление приводило наших суеверных предков в трепет, поскольку от одного космического визита до другого проходило целых 76 лет, за это время сменялись поколения и предыдущее впечатление забывалось. Поскольку в средние века те или иные несчастья происходили часто, небесный феномен иногда совпадал с какой-нибудь бедой. В позапрошлый раз комета Галлея пролетела незадолго перед половецким нападением 1068 года, и это запомнилось.

Комета Галлея 1066 года на гобелене из Байё




Комета Галлея, видимая из Лондона 6 мая 1066 года


А вот в 1145 году хроники ничего про неё не пишут, потому что как-то обошлось. В записи же за 1265 год читаем про какую-то другую комету: «Явилась на востоке звезда хвостатая, страшная на вид, испускающая большие лучи; из-за этого назвали эту звезду волосатой. При виде этой звезды охватил всех людей страх и ужас. Мудрецы, глядя на звезду, говорили, что будет великий мятеж в земле, но Бог спасёт нас своею волею. И не было ничего». Так что не стоит придавать знамениям особенного значения.

«Поклонение волхвов», Джотто около 1305 года создал Вифлеемскую звезду по образцу Галлея, которую видели за 4 года до этой картины


картина 1835 года, изображающая наблюдение за явлением 1835 года


комета Галлея в 1910 году


комета Галлея в 1986 году


В ту эпоху Русь была хоть и окраинной, но 100% европейской страной, соединённой торговыми, культурными, династическими связями с Западом, который после 1204 года - когда крестоносцы захватили Константинополь - на время вобрал в себя и Византию. Страной – но не государством. Единого государства на Восточно-Европейской равнине не существовало уже почти целое столетие. Русь проходила через общую для этого периода европейской истории стадию распада первичного государственного образования на всё более мельчающие княжеские владения. Но насущной потребности в крепком государстве, управляемом единой волей и представляющем собой мощную военную силу, в начале XIII века, пожалуй, и не было. После того как во времена Владимира Мономаха, ещё сто лет назад, объединённые русские войска нанесли несколько мощных ударов по половцам, серьёзной внешней угрозы для страны, в общем, не существовало. Степняки продолжали время от времени совершать грабительские набеги на приграничные земли, но это были уже не те половцы, что чуть было не уничтожили Киевское государство в конце XI века. Они стали привычными соседями – чаще союзниками, чем врагами. Князья и ханы уже несколько поколений заключали между собой семейные союзы, в результате чего первые несколько ополовечились, а последние – несколько обрусели. Эти тесные связи, родственные и политические, явление вроде бы частное и в историческом смысле не особенно важное, стали первопричиной огромной беды, обрушившейся на Русь в 1223 году. Сетования на неразумность русских князей, конечно, справедливы. Однако следует сказать, что даже если бы Рюриковичи ясно сознавали опасность и объединились, Русь всё равно не устояла бы. В 1223 году сравнительно небольшой корпус Субэдея и Джэбе без труда разбил союзное войско 20 князей. А 14 лет спустя нагрянет сила, противостоять которой не смогло бы ни одно государство тогдашнего мира.



Монгольская империя в период максимального расширения


Для того чтобы понять, как зародилась и окрепла эта грозная сила, почему она в конце концов обрушилась на Русь, нам понадобится переместиться далеко на восток, где сформировался второй, азиатский компонент российской государственности. Монгольские завоевательные походы с одной стороны, несомненно, были геополитической и гуманитарной макро-катастрофой. Такого размаха массовых убийств, такой эпидемии террора не знает мировая история. Даже Вторая мировая война дала меньше жертв, если считать пропорцию от общего населения. Чингисхан и его потомки в период экспансии уничтожили почти 10 часть жителей Евразии. По современным оценкам, это около 40 миллионов жизней, погубленных не только оружием, но лишениями, голодом и мором – последствиями разорения некогда цветущих стран. Огромные области совершенно обезлюдели; крупнейшие города эпохи превратились в пепелища; погибли целые культуры. Всё это так. Но последствия этого страшного потрясения были не только негативными. Монголам удалось, хоть и ненадолго, создать огромную, по тем временам очень неплохо устроенную империю, простиравшуюся от Тихого океана до Атлантики. На пике могущества, в 1300 году, эта держава имела площадь в 24 миллиона км², в ней жили около 110 миллионов человек, четверть всех обитателей Земли. Монголы впервые сумели объединить Китай, самый большой и населённый регион планеты. Торговые караваны путешествовали по континенту, не опасаясь разбойников – для защиты было довольно монгольской пайцзы, охранительной таблички.



серебряная наградная пайцза монгольской династии Юань, 1279–1368 годы


подорожная пайцза из чугуна с серебряной инкрустацией XIV века


пайцза Марко Поло


Передовые технологии – порох, навигационные приборы, бумага, а затем и идея книгопечатания – свободно проникали из развитого Китая в неразвитую Европу. На какое-то время мир, вернее Старый Свет, стал единым, и значение этого небывалого цивилизационного переворота трудно переоценить.



Что же за народ оказался способен на столь чудовищные и в то же время столь величественные деяния? И как ему это удалось? Народ был маленький. Вплоть до XIII века он считался малозначительным. Собственно, никакого монгольского народа ещё и не было – его создаст Чингисхан. На пустых обширных пространствах, находившихся к северу от Великой китайской стены, кочевали, враждуя между собой, разрозненные племена, которые иногда объединялись в военные союзы, но единой нации не образовывали. Не все они даже говорили на одном языке. «Монголами» именовала себя лишь часть этноса, не самая крупная, 4 других группы племён были и больше, и сильнее.

расселение монгольских племён в XII веке


На юго-востоке Монгольской степи, где климат был относительно мягким, а пастбища тучными, жили, сытнее и обеспеченней остальных, многочисленные татары. Возможно, они говорили на тюркском языке. Иногда чужеземцы именовали «татарами» вообще всех степняков. Название особенно понравится европейцам, которые услышат в нём отзвук слова «Тартар», Преисподняя. «Эта ужасная раса сатаны - тартары… рванулись вперёд, подобно демонам, выпущенным из Тартара», – напишет английский хронист Матвей Парижский в XIII веке. Не следует путать «монгольских» татар с нашими, российскими, в этногенезе которых монгольский компонент был не столь значителен. Пропорция татар в армии Чингисхана была очень велика. Известно, что в 1206 году из 95 нойонов-тысячников насчитывалось 14 татарских, притом что народность к этому времени утратила прежнюю мощь и великий хан относился к её представителям неприязненно. На юго-западе обитали кереиты, большинство которых уже несомненно говорили на тюркском языке. Они составляли не менее трети всех монголов. В XII веке кереитская конфедерация была могущественной и доставляла немало хлопот северокитайскому царству Цзинь, но во второй половине столетия после ряда поражений несколько ослабела.

люди и лошади в монгольском народном творчестве