25 апреля 2023

Речной пассажирский флот России (часть 5)

88. «Графиня», 1915
88. «Графиня», 1915
Пароход постройки Сормовского завода 1909 года. Ходил 1909-1918 гг. под именем «Графиня»,с 1930 по 1942 год – «Иосиф Сталин»

89. В Сормово, 1909.jpg
89. В Сормово, 1909

90. Столовая 1-го класса, вид от входной двери..jpg
90. Столовая 1-го класса, вид от входной двери

90.Столовая 1-го класса пх «Графиня» .jpg
90.Столовая 1-го класса пх «Графиня»

91. «Гражданин» .jpg
91. «Гражданин»

92. Столовая первого класса, 1911.jpg
92. Столовая первого класса, 1911

93. «Витязь» .jpg
93. «Витязь»

94. Салон первого класса, «Витязь», 1912.jpg
94. Салон первого класса, «Витязь», 1912

95. «Волга» .jpg
95. «Волга»
Пароход «Витязь» построен на Сормовском заводе в 1912 году по заказу общества «По Волге». Заказ предусматривал четыре парохода типа п\х «Граф», 1904 года постройки. В конце июля 1912-го он встал на астраханскую линию. Грузоподъемность судна составила 36600 пудов. В среднем
пароход развил скорость в 21 ½ версты в час. Машина тройного расширения пара, мощностью в 1370 инд. сил. Списан в 1983 году. В 1941-42 гг. капитан парохода Горбунов Николай Гаврилович, с 1944-го по 1962-й Халтурин Василий Павлович. Последний капитан парохода - Силантьев В.П. Зимой 1988-89 года пароход сгорел в затоне им. 25 лет Октября, Н. Новгород.


96. «Баян». Сормовский судостроительный завод, 1912 .jpg
96. «Баян». Сормовский судостроительный завод, 1912
«Баян» был третьим в серии пароходов, построенных по заказу общества по Волге. Пароход развил на испытаниях скорость 22 км\ч при мощности 1300 л\с. Среди нововведений, примененных на «Баяне», следует отметить машину трехкратного расширения с перегревом пара и клапанным распределением его для всех трех цилиндров. «Баян», капитан А. А. Бармин, с 1915 года работал на линии Нижний Новгород — Астрахань. В гражданскую войну на нем располагался штаб и Реввоенсовет 10-й армии. В 1919 году на «Баяне» работал кочегаром знаменитый летчик В. П. Чкалов. Впоследствии пароход получил новое название - «Михаил Калинин». С 30-х, в течение 18 лет его командиром был известный речник Н. М. Богатов. Пароход прошел капитальный ремонт в 1954 году. В дальнейшем капитанами на «Михаиле Калинине» работали: Е.А.Турилов, Н.В. Мишин, С.В. Щербинин и В.Д. Мелешкин. Последний капитан – Шубинин С.В. В октябре 1980 года пароход был передан Камскому грузовому району Казанского порта под стоечное судно. Затем стоял бесхозным в Саратове, был отбуксирован в Красноармейский затон, где и затонул. Впоследствии разобран на металлолом.

97. «Баян» .jpg
97. «Баян»

98. «Баян», 1-й класс.jpg
98. «Баян», 1-й класс

99. Салон 1-го класса.jpg
99. Салон 1-го класса.

100. Александр Викулович Качков.jpg
100. Александр Викулович Качков В начале 1872 года на Оке появилось новая пароходная компания. Она была основана бывшим крестьянином села Ерахтур Касимовского уезда Александром Викуловичем Качковым и елатомским предпринимателем Алексеем Петровичем Самгиным. В 1871 году на заводе Гакса в Кунгуре они построили свой первый пароход «Дмитрий Донской». Год спустя, судно открыло навигацию между Рязанью и Касимовым. Дела у А.В. Качкова и А.П.Самгина шли удачно. Благополучно завершив навигацию, они заказали на том же заводе второй пароход - «Касимов».
Благодаря их компании в 1873 году открылось регулярное пассажирское сообщение между Рязанью и Касимовым. В те годы пароходы были однопалубными. Пассажиры 1-го и 2-го класса помещались в трюме, а места 3-го класса находились на корме, прикрытые тентом. В 1872 году на Оке работали три пароходные компании: «Самолет», купцов Бородачева и Куракина, а также Качкова и Самгина. В 1881-м Качков приобретает у общества «Самолет» два парохода, а также все пристани на Окской линии. В 1889-м, учреждено товарищество по Оке. В его состав, кроме Качкова, Самгина и Бородачева, вошли касимовские купцы Штейерт, Кленов и муромский купец Зворыкин. К концу 1890-х гг. почти все компаньоны вышли из состава товарищества. Пароходы выкупил в свою собственность А.В. Качков. С 1902 года пароходство называлось - «Потомственный почетный гражданин А.В. Качков». 13. 12.1904 года А.В. Качков скончался. Владельцами компании стали его сыновья Иван и Василий.

101. Экипаж парохода «Елена», 1914 .jpg
101. Экипаж парохода «Елена»
Экипаж парохода «Елена», 1914 год. В среднем ряду третий слева Качков Василий, далее – капитан И.П. Ашурков, помощник И.Д. Попов. Построен на Коломенском заводе по заказу А.В. Качкова. Машина мощностью 300 и.л.с., пасс. вместимость: 1-й класс – 25 чел., 2-й - 44 , 3-й – 738.