Сколько там было выпито! Сколько сплетен, сколько интриг! За столиками в этом ресторане договаривались о съемках, обсуждали гонорары и наряды, травили анекдоты, ругались, мирились, дрались, а потом пили "За мир во всем мире!". А сколько судьбоносных знакомств и печальных расставаний было в этих стенах…
В этом знаменитом ресторане ВТО на углу Страстного и Тверской (Горького) обедали еще Чехов, Куприн, Горький и Булгаков. В начале девяностых легендарный ресторан сгорел, а вместо него на Старом Арбате был открыт другой - «Дом актёра». У которого тоже будет своя история.
А в тот, легендарный ресторан ВТО, пускали только тех, кто работал в театре, снимался в кино или снимал его, а также писателей, композиторов. Хоть какой - то документ твоей принадлежности к творческой богеме показать было обязательно. Этот ресторан многие любили и за то, что он работал до часа ночи!
Это не ресторан ВТО! Но тоже очень популярный "Интурист"
К сожалению из самого ресторана фотографий найти не удалось. Да и не было в те годы папарацци, которые могли бы снимать почтенную публику в расслабленном состоянии. Поэтому снимки просто по теме или из фильмов тех лет.
Говорят, что одно время в нем работал швейцар по имени Володя. Умел он отдыхающим, утонченным творческим натурам подпортить настроение. Как Золушка, ровно в полночь, он входил в зал, в котором пили и закусывали, и таким хорошо поставленным голосом диктора Центрального телевидения громко говорил: «Дорогие гости! Вас дома ждут жены и дети!»
Удавалось туда попасть и «простым» людям. «Трешка» в карман швейцару - и вопрос решен. Случайным его посетителям было совсем неважно, что там было в меню. Важно было - КТО сидел рядом с тобой!
"Я не помню, что было в меню и что в тарелках. Но вокруг меня сидели и ели те люди, которых я привыкла видеть на экране и к которым относилась как к настоящим небожителям! Это было настолько удивительно, что все знаменитые актёры, на которых мы смотрели с придыханием, могут так спокойно сидеть по соседству с тобой и есть!" - вспоминала одна из столичных студенток шестидесятых годов, которую пригласили поужинать в этом заведении.
Многие актеры тех лет были люди совсем небогатые. И блюда в ресторане ВТО были часто простые, но хорошо приготовленные.
Часто заказывали недорогую "Поджарку по-деревенски". Сытно, недорого, хороша под водочку. А еще многие завсегдатаи любили "Сельдь по-бородински". Это филе селёдки в орехово-томатном соусе сочинил ещё в пятидесятых годах легендарный директор ресторана ВТО Яков Розенталь, которого все звали все просто "Борода". Это была легендарная личность! Да, именно Яков Данилович был прототипом Арчибальда Арчибальдовичав романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Каких только слухов не ходило о ресторане ВТО! Одни говорили, что даже после того, как Борода ушел с директорства, главный повар ресторана все равно сам лично ездил на Центральный рынок и выбирал самое лучшее мясо. И «вырезка по- деревенски» была там просто божественна!
Другие утверждали: сам Борода (!) говорил своим лучшим друзьям- актерам, чтобы те никогда не заказывали в ресторанах мясной салат. Даже у него! Так как в него всегда добавляли недоеденный антрекот, за которым «охотились» шустрые официанты. Ты только вилочку на тарелочку положил, растягивая удовольствия, а официант или официантка уже рядышком: "Докушивать не будете"?
Сами актеры частенько называли свой любимый ресторан ласково - "родной гадючник". Да, в этом самом "гадючнике" снимали столь любимую советскими зрителями передачу «Театральные встречи», которую вели молодые Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Их гостями были - Леонид Утесов, Евгений Весник, Ростислав Плятт, Рина Зеленая. Да и другие известные артисты тех лет.
Частенько в ресторан захаживали Олег Ефремов, Михаил Козаков, Игорь Кваша, Андрей Миронов, Олег Табаков.
Именно в ресторане ВТО познакомились Александр Збруев с Людмилой Савельевой.
Там же Юрий Яковлев в первый раз увидел за соседним столиком свою будущую первую жену Киру Мачульскую.
Она была в компании других мужчин. Он не решился подойти к ней, хотя она ему очень понравилась. И сделал это только позже, в консерватории, где вновь случайно увидел там Киру с мамой.
Были и розыгрыши. Однажды один из известных советских актеров (история умалчивает о том, кто именно это был. Да и неважно, на его месте мог быть почти любой...) крепко и сладко заснул прямо за столиком ресторана ВТО. Лицом в тарелку.
На часах почти час ночи. Уже все расходятся, а его разбудить не могут. Выход из ситуации нашел Ростислав Плятт. Он распотрошил пару сигарет, заклеил очки спящего бедолаги папиросной бумагой, и громко крикнул ему на ухо: "Пожар! Спасайся! Бежим!" Помогло сразу! Актер проснулся за секунду! Закричал в ужасе, и побежал из зала, опрокидывая на своем пути столики.
Любил этот ресторан и Владимир Высоцкий.
Был он в нем и за три дня своей смерти. Многие коллеги в тот вечер видели именно там. В последний раз.
22 июля 1980 года. В этот день Владимир Высоцкий в последний раз выходит из своего дома на Малой Грузинской, выезжает на "Мерседесе".
В ОВИРе получает загранпаспорт и визу для поездки в Париж к Марине Влади. 27 июля он должен был играть в театре. Это мог быть его 318 (!) выход на сцену в образе Гамлета. Все билеты были раскуплены. Но он никуда не улетел. И Гамлета в тот вечер не сыграл.
Перед поездкой в ресторан ВТО Владимир Семенович из дома позвонил жене. Это был их последний разговор.
" - Я завязал. У меня билет и виза на двадцать девятое. Скажи, ты еще примешь меня?
- Приезжай. Ты же знаешь, я всегда тебя жду.
- Спасибо, любимая моя.
- Как часто я слышала эти слова раньше… Как долго ты не повторял их мне. Я верю..." .