25 апреля 2023

О Джеймсе Бьюкенене, президенте США

23 апреля 1791 года родился Джеймс Бьюкенен – пятнадцатый по счёту, и, как принято считать, наихудший из президентов США… хотя, если присмотреться, он не более чем «попал в жернова истории»... В основном, Бьюкенену ставят в вину непредотвращение Гражданской войны… но, во-первых, она начнётся, как раз, после его президентства; во-вторых – мог ли этот немолодой (а к началу срока ему было шестьдесят шесть) человек противостоять напору событий?.. (Да и политическим противникам, во главе которых стоял ни кто иной, как сам Линкольн). Другое дело – попытки Бьюкенена «внести умиротворение» с высоты минувших лет и впрямь могут показаться неуклюжими… К тому же – президент симпатизировал южанам, то есть – будущей проигравшей стороне… и это существенно скажется на его последующей оценке… Но – по порядку.




…Потомок ирландских иммигрантов родился в Пенсильвании – окончил юридическую школу, и стал успешным адвокатом. (Примечательно, что во время войны с Англией Бьюкенен прерывает карьеру, чтобы записаться добровольцем). Вскоре его избирают в заксобрание штата – а затем и в Конгресс. После более чем пятнадцатилетней политической практики Бьюкенен принимает предложение отправиться посланником в Россию… (Надо сказать, предыдущий представитель США, Джон Рэндолф умудрится буквально за месяц завалить все дела и, фактически, сбежит, сетуя на ужасы русской зимы и жизни «в этой стране» вообще…)

…Будущий президент продержится полтора года – и даже преуспеет!.. (Его впечатления – отдельная и прелюбопытная тема; например, Николай I: «…один из лучших деспотов»; и, более того: «…идеал суверена для России; и, с моей точки зрения, несмотря на его политику по отношению к Польше, он более способный и добродетельный человек, чем любой из тех, кто его окружает». О своём собственном положении Бьюкенен сначала замечает: «За каждым посланником, и особенно за американским посланником, после его прибытия, тщательно наблюдают…» – но, присмотревшись, удовлетворённо констатирует: «Быть американским посланником означает обладать паспортом на благосклонность русской аристократии»).

…Так или иначе – результатом миссии станет Русско-американский договор о торговле и навигации 1832 года – фактически, документ о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. (Соглашение будет денонсировано Штатами только в 1911 году – как мы помним, в империи существовали ограничения свободы перемещения для иудеев – а русское правительство так и не пожелает сделать исключение для заокеанских гостей). Ну, ладно…



…По возвращении, Бьюкенен продолжает политическую карьеру – и, наконец, пробует баллотироваться в президенты. Первая попытка выйдет неудачной – но избранный Полк позовёт конкурента в госсекретари. На этой должности наш герой отметится существенным вкладом в такие важные события, как присоединение Техаса и договор с Англией по Орегону – а затем повторно пойдёт на выборы… снова не преуспеет – и отправится посланником, теперь уже, в Великобританию…

…Наконец, в 1856-м Бьюкенену улыбнётся удача… (Или, точнее говоря – неудача, поскольку противостояние Севера и Юга нарастало пугающими темпами… двумя годами раньше очередным толчком стал билль Канзас-Небраска, разрешавший населению этих новых территорий решать вопрос о рабстве самостоятельно… таким образом пал так называемый Миссурийский компромисс 1820 года – а его сутью было, как раз, поддерживать равновесие между «рабовладельческими» и «свободными» штатами).

…Вскоре после инаугурации (на которой Бьюкенен произнесёт вполне примирительную – и настолько же обтекаемую – речь)… так вот – случится неутешительное решение Верховного суда по нашумевшему в то время Делу Дреда Скотта. (В двух словах – раб хотел выкупить сам себя; не встретил хозяйского понимания – и пошёл судиться). Результат девятилетнего разбирательства окажется обескураживающим: «1. Негр не имеет прав гражданина. 2. Раб, взятый своим хозяином на свободные территории, не имеет права стать свободным. 3. Конгресс не имеет власти запретить рабство на каких-либо территориях». То есть – ещё один камень в стену между Севером и Югом – далеко не единственный за годы президентства Бьюкенена – а под конец, в довершении всего, случится известный мятеж Джона Брауна…



…Надо сказать, внешние дела шли куда лучше!.. Будет подписан договор с неуступчивой Японией, начнутся переговоры о продаже Аляски – эти и другие успехи наводят некоторых биографов на мысль, что президент всеми силами пытался отвлечь общественность от внутренних проблем… которые, кстати, обострятся ещё и экономическим кризисом, особенно ударившим по Северу. …Увы – ничего не выйдет. (Вдобавок, как это нередко случается в трудные времена, невиданно расцветёт коррупция – вроде бы,  именно по этой причине Конгресс не даст президенту денег на покупку Кубы – мол, разворуют!..)

…Бьюкенен откажется идти на второй срок – и будет бессильно наблюдать, как, ещё до инаугурации Линкольна, один за другим начнут отваливаться южные штаты. (Впрочем, он успеет послать корабль с подкреплениями в форт Самтер, о котором мы не так давно вспоминали… и это ему тоже ставят в вину – поскольку первые выстрелы гражданской войны прозвучат именно здесь). Сдав дела, Бьюкенен отправится в своё поместье, где и проведёт последние семь лет. Напоследок он скажет: «Я не жалею ни об одном-единственном политическом решении, которое я принимал в своей жизни, и история меня оправдает». Да?..



P.S. …В этой самой истории Джеймс Бьюкенен останется ещё и единственным на сегодня неженатым президентом США… Политкорректные источники сообщают – решение было принято в молодости, после смерти невесты; злые языки ссылаются на «ориентацию»… если так – президенту и тут не повезло со временами... Впрочем, это – совсем другая история.