Из глубины веков
Формирование российского здравоохранения началось, скорее всего, при Петре I, хотя первые попытки упорядочить систему сделал Иван Грозный. В более ранний период в медицине главенствовали традиция и магия, травничество и молитва. Фридрих Герман в книге «Врачебный быт допетровской Руси» пишет: «В то время как почти всюду жрецы являются хранителями и носителями высших познаний своего племени, а в числе их и медицины, в языческой Руси, за отсутствием жрецов, эта роль выпадала на долю старших в роде <…>. Обладателями народных медицинских познаний явилась не каста, не какая-нибудь одна семья <…>, а весь народ».
И невольно задумываешься: а не потому ли у нас все знают, как надо лечить? Что называется, исторически сложилось.Хотя лечить в те давние времена было несложно. Историк медицины Марк Мирский отмечал, что в сознании средневекового человека болезнь — это наказание за грехи, поэтому выздоровление надо заслужить. Медицина по большому счёту была вопросом личных взаимоотношений с Богом.
Достаточно долго больницы на Руси были только при монастырях. Там пациенты могли искупить свою вину, за которую и были наказаны болезнью. Нередко при поступлении в больницу их сразу постригали в монахи. Странноприимницы (больница и богадельня) были в Печерском монастыре, в Киеве, в Переславле и в других городах.
А те, кто предпочитали лечиться более простыми методами, шли… в баню. Ещё в Уставе князя Владимира в перечне основных лечебных мероприятий значились «монастыри, и бани их, больницы и врачи их».
По новому ведомству
Первую попытку организовать то, что мы сегодня назвали бы государственным здравоохранением, предпринял Иван Грозный. В главе 73 «Стоглава» (решений Стоглавого собора) читаем: «Да повелит благочестивый царь всех проклаженных и престаревшихся описати <…>. Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею. А боголюбцы милостыню и вся потребная им приносят же своего ради спасения».
К моменту принятия этого решения монастырские богадельни были населены не только нуждающимися, но и «здоровыми тунеядцами». Поэтому решением Стоглава систему надо было пересмотреть.
Что касается вопросов собственного здоровья, но Иван Грозный предпочитал иностранных специалистов. Известно, что своего лекаря прислала ему английская королева Елизавета в 1581 г., звали его Роберт Яков. Был при дворе и итальянский врач Арнольф Линзей, и другие лекари.
При Иване Грозном была организована Государева аптека, а позже — Аптекарский приказ, в чьём ведении находились все врачи и лекари. С годами к нему стали относиться также цирюльники, кровопускатели, часовых дел мастера, переводчики и огородники. Фактически приказ сделался научным ведомством, которое при этом не занималось общественным здравоохранением. Общедоступных городских больниц всё ещё не было.
Эпоха перемен
Серьезно поменялась система медицинской помощи при Петре I. Аптекарский приказ был преобразован в Медицинскую коллегию. Тогда же стало понятно, что без больниц не обойтись. Первая появилась в 1707 г. в Лефортово, руководил ею личный врач Петра I голландец Николай Бидлоо. Он же возглавлял медицинскую школу. Сейчас на месте первого московского госпиталя Бидлоо находится Госпиталь имени Бурденко.
При Петре начали открываться и военные госпитали — в Москве, Петербурге, Кронштадте, Ревеле и других городах. Распорядился император и об организации земских больниц. В дополнение к казённым и гарнизонным военным аптекам было разрешено открывать аптеки частные. Молодые врачи обучались в госпитальных школах или за границей.
Медицина — это внутреннее дело
В 1793 г. Медицинскую коллегию возглавил Алексей Васильев, который до этого уже занимал ряд высоких должностей, в том числе был министром финансов. Он быстро понял, что система опять буксует, и представил Екатерине II проект преобразований. Во всех губернских городах были учреждены медицинские управы, которые контролировали врачей, а также качество пищи и «чистоту вообще». Однако с внезапным окончанием царствования Павла I, который тоже одобрял реформы, забуксовали и они. Медицинское ведомство было передано Министерству внутренних дел.
Надо сказать, что для подаяния помощи нуждающимся являлись не только врачи и фельдшеры. В России сложилась система благотворительного вспомоществования нуждающимся, которая приобрела большой размах.
Статистика начала 20 в. приводит следующие цифры: в 1862 г. траты Москвы на содержание казённых медицинских учреждений составили 97 000 руб. А вот масштабы благотворительной деятельности были куда больше: в 60-е годы 19 в. благотворители направили Московскому городскому общественному управлению почти 500 000 руб., а в последнее десятилетие 19 в. сумма помощи составила уже более 16 000 000 руб. И Бахрушинская больница, с которой мы начали свой рассказ, была также построена на благотворительные средства.
Бахрушинские капиталы
Братья Пётр, Александр и Василий Бахрушины, заработавшие свой капитал на кожевенных и суконных фабриках, в 1882 г. заявили о намерении пожертвовать 450 000 руб. на строительство больницы. Причем часть средств должна была составить фонд, который в дальнейшем служил бы источником средств для ее содержания.
Больница, построенная в 1887 г., была рассчитана на 200 коек, и план её удивляет своей продуманностью. К женскому отделению было пристроено крыло с детскими койками, к терапевтическому отделению — «амбулатория с ожидальней». Была здесь водолечебница, инфекционные боксы, чтобы изолировать заразных пациентов. Предусмотрены были даже специальные бараки для перевода туда больных во время летнего ремонта больницы.
Амбулатория Бахрушинской больницы пользовалась не меньшей популярностью, чем стационар. Ведь там принимали специалисты по «зубным, горловым и носовым» болезням, и в иные дни через амбулаторию проходило до 260 человек! Через несколько лет после открытия к больнице пристроили родильный приют и дом призрения для неизлечимых больных.
Больниц, подобных Бахрушинской, в Москве было немало. Назовём лишь некоторые: больница имени Медведниковых (сегодня — Больница святителя Алексия), больница святого Владимира, больница имени Алексеева, дом призрения Боевых (Городской научно-практический центр борьбы с туберкулёзом). Они во многом заложили основы системы современного здравоохранения, которая активно использует полученное наследство.
А Бахрушины остались со своим детищем навечно. Фамильный склеп купцов находился в домовой церкви, построенной при больнице. При советской власти вышел декрет о закрытии всех домовых церквей. Перезахоронение останков легло на родственников, которые не смогли его организовать: было слишком дорого. В итоге склеп был замурован и находится сейчас под одним из больничных корпусов.