Возвышение Вавилона
Хаммурапи являлся шестым царём аморейской династии. Точная дата его рождения неизвестна. Принято считать, что один из величайших правителей древности появился на свет ориентировочно в 1810 году до нашей эры.
В 1792 до н. э. Хаммурапи взошёл на вавилонский трон. В то время Вавилония являлась скромным государством, которое ни на что не претендовало. И хотя в подчинении у царя находилось ещё несколько небольших городов, его государство было одним из самых маленьких на территории Междуречья. Тогда борьбу за плодородные земли вели более могущественные царства: Ларса, Эшнунна и Элам.
Превращение Вавилона в равноправного геополитического игрока в регионе началось при Син-Мубаллите — отце Хаммурапи. Он сумел присоединить к своему царству небольшие города-государства. Например, Борсиппу и Киш. Однако до ведущей роли было далеко. В итоге, Хаммурапи досталось скромное, но амбициозное царство, окружённое сильными соседями. Эшнунна контролировала верховья реки Тигр, а Ларса располагалась в дельте реки. Северная часть Междуречья находилось во власти Ассирии, постепенно распространявшей своё влияние на территории Малой Азии. На востоке Месопотамия упиралась во владения Элама, который то и дело нападал на разрозненные города-государства, облагая их данью.
Понимая своё положение, первые годы своего правления Хаммурапи не пытался обострять отношения с соседями. Он занимался рутиной: велел обновить и укрепить стены городов, отремонтировать храмы, прочистить сеть каналов. Однако вскоре в Месопотамия вторглись войска грозного Элама. Огнём и мечом эламиты прошли по царству Эшнунна, взяв под контроль обширные земли. После чего они двинулись к границам Ларсы и Вавилона. Понимая, что в одиночку им не справиться, Хаммурапи заключил союз с царём Ларсы Рим-Синой. Однако никакой помощи от него не получил. Весь удар пришёлся на Вавилон. Но вавилонские войска сумели разбить и прогнать эламитов. А Хаммурапи напал на Ларсу. Противостояние затянулось. И только в 1760-х годах до н. э. вавилонский царь сумел присоединить земли Рим-Сина. Таким образом, власть Хаммурапи распространилась на всю нижнюю месопотамскую равнину.
Затем Хаммурапи перебросил войска на север, где начались массовые беспорядки и восстания. Он сумел подавить мятежи, а также присоединил к своему царству Эшнунну и несколько других мелких царств. После этого Вавилон подчинил Ассирию, обложив её данью. А спустя несколько лет вавилонские войска смогли разгромить кочевые племена, вторгшиеся в царство. В итоге, за относительно короткий срок Хаммурапи из второстепенного персонажа превратился в царя, объединившего всё Междуречье.
Свод законов
Но в историю Хаммурапи вошёл не как царь-завоеватель, а как правитель-законотворец. По легенде, царю кодекс из 282 законов передал сам бог Шамаш. И те правила жёстко регламентировали жизнь населения Вавилонского царства. Хаммурапи не был первым царём в истории, который решил поставить жизнь своих подданных в рамки. Но именно его законы сыграли важную роль не только в международных отношениях, но и развитии человеческой цивилизации в целом. Дело в том, что у шумеров, также населявших территорию Междуречья, был свой кодекс — Ур-Намму. Но в нём делался упор, в первую очередь, на возмещении ущерба жертве. А Хаммурапи во главу угла поставил наказание преступника. И по вавилонскому закону и обвиняемый, и обвинитель могли на суде доказывать свою правоту, предоставляя конкретные доказательства. Кроме этого, потерпевший попадал под ограничения возможности мести. Однако, несмотря на специфичность кодекса и проблеска презумпции невиновности, чаще всего суд заканчивался казнью и увечьями. А вердикт обычно соответствовал философии «Око за око, зуб за зуб».
Другой важный момент. Кодекс законов был общедоступен. Стелы с законами находились в Сиппаре, Эсагиле и других городах. Написаны они были на аккадском языке, который заменил шумерский во всей Вавилонии. Кстати, самую главную стелу из Сиппара во время одного из набегов забрали эламиты. И вернули её ассирийцы много лет спустя. В верхней части стелы был изображён сам Хаммурапи, которому Шамаш передаёт свод законов. А надпись гласит, что бог выбрал вавилонского царя, чтобы тот передал их людям.
Однако разношёрстное население Вавилонского царства очень болезненно отнеслось к изменениям в жизни. Было много недовольных нововведениями, из-за чего в государстве то и дело вспыхивали бунты. Но Хаммурапи гасил мятежи и не отступал от своей внутренней политики.
Наследие Хаммурапи
В конце правления Хаммурапи в Вавилонском царстве начался упадок. Постоянные мятежи, вторжения кочевников раздирали государство. И постепенно от него начали откалываться территории. Престарелый царь уже ничего не мог с этим поделать. В итоге, его сыну Самсу-илуне досталось распадающееся царство. И все его силы были брошены на урегулирование ситуации.
Что же касается Хаммурапи, умершего в 1750 году до н. э, то он ещё при жизни стал считаться богом. И затем эта вера в народе только возрастала. Его вспоминали, как величайшего завоевателя, который нёс свет цивилизации диким соседям. Кроме этого, Хаммурапи значительно распространил влияние вавилонской религии. И бог Мардук стал главным во всём Междуречье.
Спустя годы отношение к Хаммурапи изменилось. Его перестали почитать, как завоевателя. На первый план вышла его законодательная работа. А время правления царя стало некой «точкой отсчёта времяисчисления». При этом, даже спустя столетия, многие правители того региона обязательно заявляли, что являлись потомками Хаммурапи — величайшего и мудрейшего правителя древности.