13 апреля 2023

Пчёлы из одного улья. (часть 5)



При осаде серьёзных крепостей завоеватели действовали методично и неспешно. Сначала возводили по всему периметру сплошной частокол, полностью блокируя город. Камнемёты начинали обстреливать врага огромными глыбами; гигантские, поразительно точные баллисты пускали стрелы, сделанные из брёвен; зажигательные снаряды разбрызгивали жидкий огонь, который нельзя было погасить водой; сапёры рыли подкопы, чтобы обрушить стену. Обстрел не прекращался ни днём, ни ночью. Осаждающие отдыхали, сменяя друг друга, а у осаждённых передышки не было. При этом гарнизон нёс потери, монголы – практически никаких. Когда же в стенах образовывались бреши, и наступало время штурма, вперёд гнали местных жителей и немонгольскую пехоту, которую было не жалко. Ни одна твердыня – а войска Чингизидов осаждали самые сильные крепости тогдашнего мира – не выстояла против «китайской» науки.

Китайские осадные машины. Китайский рисунок XI века




Памятники Чингисхану, Калмыкия






Китайский поход 1211–1216 годов существенным образом изменил монгольскую державу. В культурном и материальном отношении она по-прежнему являлась отсталой и с точки зрения более развитых стран, варварской, но по части военно-технологической теперь намного опережала любую из них. Это преимущество было в полной мере продемонстрировано во время завоевания Средней Азии. Так далеко на запад взгляд Чингисхана устремился после того, как он покорил слабое царство кара-киданей, осмелившееся дать прибежище недобитым врагам великого хана – найманам. Теперь соседом расширившейся монгольской империи оказалось богатое государство хорезмшаха Мухаммеда, включавшее в себя не только Среднюю Азию, но ещё и Персию с Афганистаном. Цветущие торговые города, караванные пути, высокоразвитое сельское хозяйство делали этот край одним из самых зажиточных регионов не только Востока, но и всего тогдашнего мира. Поначалу хорезмшах повёл себя осторожно – послал к Чингисхану посольство, цель которого, очевидно, была сугубо разведывательной: выведать, насколько силён новый сосед. Должно быть, монголы не показались посланцам слишком опасными. Во всяком случае, когда хан прислал торговый караван, хорезмийцы его уничтожили. Вероятно, Чингисхан и без того рано или поздно напал бы на Мухаммеда, но это вероломство ускорило события. Первым делом Чингисхан повёл армию на Отрар, где были убиты послы-купцы. Времени на осаду тратить не стал, оставив заслон, пошёл дальше, на Бухару. Войско хорезмшаха было гораздо многочисленнее, однако Мухаммед повторил ошибку цзиньских полководцев. Не зная, какая из монгольских колонн нанесёт главный удар, он разделил армию, сгруппировав её вокруг городов-крепостей. Чингисхан смог уничтожить все эти группировки поодиночке. С помощью китайской техники он взял и Отрар, и Бухару, и Самарканд – возможно, самый населённый город тогдашней эпохи. Там жило около полумиллиона человек, раз в 10 больше, чем в Париже. Затем наступила очередь хорезмской столицы Ургенча, который тоже пал.

Среднеазиатский поход Чингисхана 1219-223 годы


Сухэ-Батор, руководитель Монгольской народной революции 1921 года на площади его имени, Улан-Батор








Все города, осмеливавшиеся оказать сопротивление, разорялись дотла, а их население истреблялось. Богатый Мерв имел неосторожность казнить захваченных в плен монголов из передового отряда. За это монголы, не спеша, планомерно, зарезали всех жителей кроме 400 особо ценных мастеров. Город, в котором проживало несколько десятков тысяч человек, превратился в кладбище. Но один из походов примечателен как первый пример неудачи монголов в бою. Поражение не было сокрушительным, однако оно продемонстрировало, что с этим страшным врагом можно успешно воевать – если лишить его главных козырей. Честь первого победителя грозных степных воинов принадлежит принцу Джелал ад-Дину, сыну хорезмшаха. Это был смелый и упорный военачальник, попортивший монголам немало крови. Весной 1221 года Джелал ад-Дин дал преследовавшему его монгольскому корпусу сражение в Парванском ущелье - Афганистан. Условия местности не позволили монголам применить их излюбленную тактику окружения и маневрирования, а против конных лучников хорезмский принц тоже выставил стрелков – только пеших, укрывшихся за камнями. Выманить противника ложным бегством в преждевременную контратаку монголам не удалось. Они применили ещё одну излюбленную уловку: посадили на запасных коней соломенные чучела, чтобы создать впечатление, будто подошло большое подкрепление, – тоже не подействовало. В конце концов они отступили, оставив на поле брани половину воинов. Придёт время, когда и русские полководцы научатся эффективно противостоять монгольской тактике, но это будет ещё очень нескоро.

Джелал ад-Дин, национальный герой 4 государств: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Афганистана. Памятник в городе Ургенч, Узбекистан








Церемония открытия памятника Джелал ад-Дину в Ургенче, 29.08.2022 года