13 апреля 2023

Пчёлы из одного улья. (часть 6)



Когда основные силы Мухаммеда были разгромлены, его столица пала, а сопротивление возглавил храбрый принц Джелал ад-Дин, сам великий хорезмшах думал только о собственном спасении. Он уже хорошо знал, какая участь ожидает виновника гибели монгольских послов. Мухаммед пустился в бега. Его свита, вначале многочисленная, постепенно таяла. В конце концов, бывший владыка центральной Азии спрятался на маленьком островке в Каспийском море, где вскоре умер, всеми оставленный. Чингисхан отрядил в погоню за врагом лучших своих военачальников, Субэдея и Джэбе, дав им 2 тумена. Не найдя хорошо спрятавшегося хорезмшаха, корпус возмездия прошёл через весь Кавказ, сокрушая сопротивление попадающихся на пути стран, потом вышел в Степь, которую половцы привыкли считать своей - она так и называлась – Половецкой или Кипчакской Степью.


А дальнейшее нам известно: разбитый хан Котян побежал жаловаться своему воинственному зятю, тот перебаламутил князей, и русское войско пошло навстречу своей погибели. С точки зрения монголов, всё это, вероятно, выглядело следующим образом. Какие-то неведомые чужеземцы с бородатыми лицами, неестественно светлыми волосами, в железных кольчугах и остроконечных шлемах, почему-то стакнулись с половцами и варварски убили послов, отправленных к ним с разумными, мирными словами: мы-де против вас ничего не имеем и завоевывать вас не собираемся, что было правдой. Чудовищное злодеяние требовало наказания – иначе Субэдею и Джэбе пришлось бы нести ответ перед великим ханом. Исполнив предписание степного закона, монголы повернули обратно на восток. Это русская летопись сочла, что они неведомо «кде се деша» - куда делись; на самом же деле воины после долгих странствий отправились с дальнего края земли домой, в Монголию.

Джэбе




Субэдей



Сколь бы великим ни был человек, который сумел повернуть ход истории, рано или поздно его время заканчивается. Секрета вечной жизни от даосского старца Чингисхан не получил, а мудрым советом продлить земные годы посредством умеренности в эмоциях и привычках, по-видимому, не воспользовался. Завоевав огромные пространства центральной Азии, император затеял ещё один поход, гораздо меньшего масштаба. Даже странно, что сравнительно небольшую войну он решил возглавить лично, а не послал кого-нибудь из полководцев. Такое ощущение, что здесь было нечто личное. Дело в том, что несколькими годами ранее, когда Чингисхан только собирался идти на хорезмшаха Мухаммеда, он потребовал от своего вассала, тангутского царя, подмоги, а тот ответил отказом, причём невежливым – вероятно, был уверен, что с хорезмскими полчищами монголы не справятся. Хан не стал перед великим походом тратить время и силы на наказание тангутов, но покончив с большим обидчиком, явился расквитаться и с маленьким. Всё шло гладко. Монголы без труда брали один за другим тангутские города. Но однажды старый хан упал с коня и сильно расшибся. Некоторое время похворал, да и умер. Это произошло 25 августа 1227 года. Величайший завоеватель мировой истории ушёл из жизни весьма невеличественным образом. Тангутов это, правда, не спасло. Чтобы не деморализовать войска, приближённые хранили смерть государя в тайне вплоть до полной победы над врагом.

Памятник Чингисхану и его внуку Хубилаю, который смотрит на 800 монгольских воинов, в живописном месте Силинголь, Внутренняя Монголия, Китай












Не только смерть великого хана, но и его погребение были окружены невероятной таинственностью. Чингисхан ещё при жизни стал для монголов священным символом, и этот символ не мог, не должен был умереть. Окружение завоевателя хорошо понимало, что полная дематериализация кумира подействует на воображение потомков сильнее, чем какая-то монументальная пирамида или лицезрение мумии в мавзолее. Никто не должен был видеть труп Чингисхана или его гробницу. Погребение совершилось безо всякой помпы и в полной тайне. Все рабы, рывшие могилу, и даже все, кто случайно встретился похоронной процессии на пути, были убиты; потом казнили и тех, кто сопровождал хана в последний путь. Поэтому никто не знает, где зарыт прах Чингисхана. Существует множество версий: что по могиле прогнали табун лошадей, дабы сравнять её с землёй; что могилу скрыли под водами реки, чьё русло было изменено, и так далее, и так далее. Есть, конечно же, и легенды, согласно которым Чингисхан умер не окончательно и однажды воскреснет, – куда ж без этого? Основатель империи развоплотился и превратился в дух империи. Всё, связанное с его именем, у монголов будет почитаться сакральным.

«Оплакивание правителя» из исторического сочинения на персидском языке «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Начало XIV века


Смерть Чингисхана, из «Книги чудес света» Марко Поло



памятник Чингисхану в пустыне Бадейн Яран, часть пустыни Гоби, Внутренняя Монголия, Китай















Наадм: церемония почитания Девяти белых бунчуков – это праздник берёт своё начало ещё во времена империи Чингисхана, которым гордится народ, он является символом единства для кочевников. Фестиваль Наадам является крупнейшим ежегодным праздником в Монголии, который демонстрирует лучших из лучших Монголии в трёх «мужественных видах спорта» – скачки, стрельба из лука и борьба. Фестиваль начинается с фантастической, красочной церемонии у Здания Парламента страны. Сотни солдат в ярких мундирах играют музыку на духовых инструментах, а монголы, одетые в костюмы воинов Чингисхана, проходят по площади, прежде чем отправиться на центральный стадион. В течение дня проводятся соревнования по стрельбе из лука, где мишени лежат на земле, скачки на лошадях и борьбе, в которых нет ограничений по времени.