27 апреля 2023

Неистовый протопоп

14 апреля 1682 года выдающий русский писатель, один из идеологов и вождей движения старообрядчества XVII века протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске по царскому указу «за великия на царский дом хулы».

Петр Мясоедов. "Сожжение протопопа Аввакума". 1897 год Петр Мясоедов. "Сожжение протопопа Аввакума". 1897 год

Аввакум известен прежде всего как создатель знаменитого автобиографического «Жития» (1672-1675), написанного им в заключении, в земляной тюрьме северного Пустозерского острога. Послания и письма Аввакума — своеобразное и яркое явление в русской литературе XVII века.

«В омертвелую словесность как буря ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос, - писал Алексей Толстой. - Это были гениальные «Житие» и «Послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума - вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос. Он говорит на «мужицком», «подлом» языке». 

(Толстой А.Н. Собр. соч. М., 1961. Т. 10).

В письмах и посланиях Аввакума отражены многие обстоятельства его трагической жизненной судьбы, сделаны первые описания, вошедшие впоследствии в «Житие».

С 1653 года, когда началась реформа русской церкви, проводимая патриархом Никоном, Аввакум оказался в числе ее активных противников, защитников старых обрядов. Аввакум обвиняет никониан в отступничестве от основ православия. Моровая язва (чума), случившаяся вскоре после введения новых церковных установлений в июле 1654 года в Москве и других городах России, воспринималась Аввакумом как очевидная Божья кара за отступление от веры и нарушение церковных законов.

Разрастающееся движение старообрядчества вызвало серьезную тревогу правительства и церкви, начались жестокие репрессии. Аввакум, как и многие другие противники реформы, был сослан в Сибирь (1653-1664). Туда он отправился вместе с женою и детьми: сыновьями — 9-летним Иваном, 5-летним Прокопием, Корнилием, которому было всего 8 дней от роду, и 8-летней дочкой Агриппиной. Супругу Аввакума везли в телеге: она еще не оправилась после родов. Преодолев «три тысящи верст», семья прибыла в Тобольск в конце декабря 1653 года. А 27 июля 1655 года был получен приказ о новой ссылке Аввакума на Лену, в Якутский острог. В Сибири умерли 2 сына протопопа: Корнилий и появившийся там на свет младенец.

Весной 1664 года Аввакум приехал в Москву. Однако вскоре из-за отказа пойти на компромисс и принять никоновскую реформу его с семьей отправляют на Мезень, в слободу у устья реки Мезени, впадающей в Северный Ледовитый океан (теперь это город в Архангельской области). Туда Аввакум прибыл с женой, 6 детьми и домочадцами, всего 12 человек. На Мезени протопоп жил больше года, а семья его (в разном составе) — до 1693 года.

1 марта 1666 года Аввакума привезли в Москву для суда на церковном соборе. После прений 13 мая Аввакума ввели в Успенский собор, расстригли (лишили священнического сана) и предали анафеме.

26 августа 1667 года вышел указ о ссылке Аввакума в Пустозерский острог (1667-1682). Вместе с ним туда были сосланы и другие опасные для властей полемисты, противники никоновской реформы. В Пустозерске началась интенсивная литературная работа Аввакума, он написал здесь «Житие», «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Книгу обличений», более 50 посланий и др.

Аввакум строит рассказ о собственной жизни как цепь воспоминаний, в основном хронологически расположенных и обращенных к его духовному отцу — иноку Епифанию (соловецкий инок Епифаний находился в пустозерской земляной тюрьме вместе с Аввакумом и был сожжен с ним). «Житие» явилось предтечей открытия новых художественных принципов изображения человека, освоенных русской литературой много позже — в период развития и становления реалистической прозы. Отсюда те высокие оценки «Жития», которые дали ему классики русской и советской литературы. Всеволод Гаршин, например, знал «Житие» Аввакума «почти наизусть», высоко ценили литературные достоинства «Жития» Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Лесков, Алексей Ремизов, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Максим Горький и др.

Почти 200 лет сочинения Аввакума оставались под запретом. «Житие» было издано лишь в 1861 году. Затем началось издание посланий протопопа и его полемических «книг», найденных в составе больших литературно-публицистических рукописных сборников XVII-XX века и отдельно — в подлинных свитках-автографах и копиях — в делах Тайного приказа и Синодальной библиотеки.

Если сначала в своих посланиях Аввакум призывал царя Алексея Михайловича к покаянию, то позже, после новой волны жестоких репрессий против старообрядцев, смерти боярыни Феодосии Морозовой (протопоп Аввакум стал ее духовным отцом и наставником в делах веры; Морозова, широко известная и почитаемая в старообрядческом мире подвижница, боровшаяся с реформами патриарха Никона, умерла голодной смертью в 1675 году в Боровской земляной тюрьме), гибели восставших соловецких монахов, Аввакум пишет об адских муках, на которые осужден царь Алексей Михайлович, «бедной, безумной царишко», «мучитель», наказанный подобно первым римским гонителям христианства.

В своей пятой челобитной к царю, которую Аввакум написал в Пустозерске, он пытается в последний раз убедить самодержца спасти свою душу, вернувшись в «первое благочестие».

После смерти Алексея Михайловича 29 января 1676 года и вступления на престол его старшего сына Федора Аввакум в своей челобитной просит нового царя о милости, об изменении отношения к сторонникам старого обряда, о спасении, просит эмоционально, надрывно. Однако вряд ли Аввакум может рассчитывать на царское милосердие, ведь дальше протопоп пишет в своем послании новому владыке о том, что отец его — царь Алексей - «сидит» в аду. По-видимому, именно это послание было причиной резкого ужесточения режима заточения в пустозерской тюрьме в 1676 году.

14 апреля 1682 года вместе со своими соузниками Аввакум был сожжен, что придало протопопу еще большую славу. Позади были 14 лет сурового заключения.

Жена Аввакума, Анастасия Марковна, была его верным другом и единомышленником. В марте 1670 года, после казней старообрядцев на Мезени, супруга протопопа вместе с двумя старшими сыновьями была заключена в земляную тюрьму и находилась в ней не менее 12 лет. Только в 1693 году, спустя почти 11 лет после казни Аввакума, Анастасии Марковне разрешено было уехать из Мезени в Москву.

В своем послании «стаду верных» (1673 г.) Аввакум призвал их к терпению и стойкости: «Не убоимся, братие, от убивающих тело, души же не могущих убити».

В канун казни он укрепил духовно своих соузников. В стихотворении «Где рай финифтяный и Сирин» участь Аввакума пророчески примерял на себя еще до прихода к власти безбожников, до революции поэт Николай Клюев:

Когда сложу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,
Гремел мой прадед Аввакум.

Сгореть в метельном Пустозерске
Или в чернилах утонуть?
Словопоклонник богомерзкий,
Не знаю я, где орлий путь.

Аввакум в своем «Житии», посланиях, письмах стремился донести главное: все беды переносимы, если иметь неколебимую веру.