05 апреля 2023

Речной пассажирский флот России. (часть 2)

26. 1908. «Ломоносов»26. 1908. «Ломоносов»
Товаро-пассажирский пароход построен в 1905 году на Сормовском заводе обществом «Надежда». На пароходе было обращено особое внимание на пассажирские помещения. Общее количество мест в первом классе - 42. Во втором классе отдельные каюты на одно, два, три и пять мест, просторные удобные и светлые. Для пассажиров этого класса имеются две столовые. Помещения третьего и четвертого класса также на верхней палубе. В третьем классе есть отдельные каюты. Нижняя палуба и трюмы исключительно для грузов.

27. 1908. Пассажиры парохода на второй палубе.jpg
27. 1908. Пассажиры парохода на второй палубе
Грузоподъемность парохода до 50 000 пудов. Машина тройного расширения пара, 1260 и.л.с. Котлов два, давление пара 12 атм. Общество «Русь» арендовало пароходы компании «Надежда» в 1908 году. Из флотилии «Руси» дольше всех ходили пароходы «Ломоносов», закончивший свое плавание в 1965 году, и «Богатырь» - в 1972 году.

28. 1908. Матросы. «Ломоносов».jpg
28. 1908. Матросы. «Ломоносов»

29. 1908. «Ломоносов», Перестроен в обществе Русь.jpg
29. 1908. «Ломоносов». Перестроен в обществе «Русь»

30. 1908.Товаро-пассажирский пароход «Ломоносов». В порту г..jpg
30. 1908.Товаро-пассажирский пароход «Ломоносов». В порту г.Астрахань

31. 1908. У пассажирского причала г. Астрахань.jpg
31. 1908. У пассажирского причала г. Астрахань

32. 1908. Пристань общества Русь. .jpg
32. 1908. Пристань общества «Русь»

Пароходное товарищество «Русь» было создано в 1908 году саратовскими купцами В.Ф. Лапшиным и Д.В. Сироткиным. В состав учредителей и пайщиков вошли царицынские капиталисты И.Г. Старцев и Т.М. Канавин. Купец Сироткин в новом предприятии участвовал недолго, не сошелся характером
с компаньонами. Тем не менее «Русь» при его содействии арендовала судоходное дело Санкт-Петербургской страховой компании «Надежда». К «Руси» перешли многочисленные пристани, дебаркадеры, склады и прочее имущество компании «Надежда». Товарищество сразу встало в ряд крупнейших волжских пароходств. Главная контора фирмы располагалась в Царицыне, ее флот насчитывал до 30 судов. Вскоре товарищество преобразовалось в акционерное пароходное общество «Русь», устав его был утвержден 5 февраля 1910 года

33. 1908. Цех сборки судовых паровых машин наклонного типаСормовского завода.jpg
33. 1908. Цех сборки судовых паровых машин наклонного типа Сормовского завода
Общество выкупило ранее арендованные суда компании «Надежда», приобрело два парохода у пароходства О.П. Карповой, и построило на Сормовском заводе несколько больших пароходов американского типа. На товаро-пассажирских пароходах общества «Русь» совершалось достаточно много погрузо-разгрузочных операций с грузом и стояли они
у пристаней более продолжительное время, что было очень удобно для путешествовавших пассажиров. В расписании общества за 1911 год указано 27 товаро-пассажирских пароходов, как заднеколесных, так и обычных. Общий состав флота общества к навигации 1914 года определялся в 41 паровое и 50 непаровых судов

34. 1912. «А.П. Мещерский».jpg
34. 1912. «А.П. Мещерский»

35. 1913. Салон 1-го класса.jpg
35. 1913. Салон 1-го класса

36. 1913. Столовая 2-го класса..jpg
36. 1913. Столовая 2-го класса

37. 1912. «А.П. Мещерский» на Волге.jpg
37. 1912. «А.П. Мещерский» на Волге

38. Музей судоходной компании «Волжское пароходство»..jpg
38. Музей судоходной компании «Волжское пароходство»

38. Пристань общества «Кавказ и Меркурий».jpg
39. Пристань общества «Кавказ и Меркурий»
Пожалуй, самое большое, солидное и пользующееся заслуженной репутацией общество. «Кавказ и Меркурий» осуществлял пассажирские и грузовые перевозки не только по Волге и Каме, но и по Каспийскому морю. Это общество всегда отличало умение использовать передовые технологии и достижения науки и техники. Например, суда общества одними из первых были переведены на сжигание в топках котлов вместо дров и угля нефтяного топлива,которое было значительно дешевле. Электрическое освещение впервые было введено на судах «Кавказа и Меркурия».
В 1911 – 1917 гг. общество строит на Коломенском заводе целую серию грузопассажирских теплоходов, при строительстве которых былииспользованы последние достижения машиностроения и судостроения.
В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке обществу «Кавказ и Меркурий» была присуждена высшая награда - право изображать на судах государственный герб. В 1913 году общество «Кавказ и Меркурий» и Восточное общество товарных складов создали объединенное
общество КАМВО (Кавказ и Меркурий и Восточное). Это предприятие было создано для совместной эксплуатации судов купленных ими у пароходства М.К. Кашиной. Вскоре на основе этого предприятия был создан трест, явившийся самым крупным речным пароходным коммерческим предприятием дореволюционной России. К марту 1918 года, времени национализации речного флота, в составе флота общества КАМВО было 44 речных парохода и 18 морских судов на Каспийском море.

39. 1916. Леопольд Германович Беккер.jpg
40. 1916. Леопольд Германович Беккер
Был главным механиком крупнейшей на юге России транспортной компании «Кавказ и Меркурий»

41.1905. «Великий Князь Александр Михайлович» .jpg
41. 1905. «Великий Князь Александр Михайлович»
В мае 1903 года, в первый рейс вышел колесный пароход «Великий князь Александр Михайлович». В 1917 году был переименован в «Харьков», затем в 1924 году в «Память товарища Азина», в 1950 году - «Память Азина». Пароходпостроен на Сормовском заводе с машиной тройного расширения пара, мощностью в 1280 л.с. Пароход ходил по маршруту Горький – Астрахань, капитан Пименов Константин Михайлович. Пассажирскому судну была уготована долгая история. После модернизации в 1957 году, когда на пароходе была полностью перестроена надстройка, паровой двигатель был оставлен родной. «Память Азина» находился в эксплуатации до июня 1990года.

42. 1911. Пароход подходит к пристани Саратова.jpg
42. 1911. Пароход подходит к пристани Саратова
Каюты первого, второго, третьего классов находились на второй палубе и насчитывали общей сложностью 176 спальных мест. Помещения четвертого класса находилось на главной палубе, пассажиры которого на вторую палубу не допускались. Пассажировместимость, чел.:
— I класс, 25
— II класс, 61
— III класс, 90
— IV класс, 1000...1200

44.  «Великий Князь Александр Михайлович» в Нижнем Новгороде.jpg
44. «Великий Князь Александр Михайлович» в Нижнем Новгороде

45. 1912. «Императрица Екатерина II».jpg
45. 1912. «Императрица Екатерина II»
Пароход принадлежал обществу «Кавказ и Меркурий». Построен Спасским затоном в 1897 году. Мощность 704 л\с, г\п – 44 000 пудов. В 1917-м получает имя - «Тифлис», в 1932-м - «Нижегородская коммуна», с 1936-го – «Горьковская коммуна», Волжского управления речного транспорта, управление ликвидировано в 1933 году. С 1941 года, во время войны, использовался как санитарное судно для перевозки раненых. 31 мая 1948 года пароход ушел в
первый рейс как плавучий санаторий ЦК профсоюза рабочих речного транспорта. Пароход переоборудован рабочими Куйбышевского судоремонтного завода. Ходил рейсом по маршруту Москва – Астрахань – Москва. Списан в 1965 году. В 70-х годах стоял как дом отдыха в Ново-Окатово на Угличском водохранилище.

46. «Дмитрий Донской».jpg
46. «Дмитрий Донской»
Пароход построен в 1862 году в Спасском затоне обществом «Кавказ и Меркурий» под именем «Дмитрий Донской». В 1884 - 1885 гг. там же перестроен под пароход «американского» типа. С 1924 года носил название - «А. Рубинштейн», потом с 1936-го «Культурный поход» - а с 1939 года уже «К.С.
Станиславский». Списан в 1965-м, использовался как общежитие в Котловке. Сгорел в 1971-м.