Сегодня - 105-летний юбилей первого в России автомобильного завода-гиганта АМО, он же ЗИС, он же ЗИЛ. 2 августа 1916 года, в разгар Первой мировой войны, после торжественного молебна был заложен первый камень на месте будущего флагмана российского автомобилестроения. Правда, нынешний юбилей можно совместить с поминками, поскольку почти 10 лет назад завод закрылся, чуть-чуть не дотянув до своего 100-летия. Как сейчас принято говорить в подобных случаях, он не вписался в рынок.
На месте снесенных цехов уже во-всю возводят жилые апартаменты, в которых цена квадратного метра начинается с трех тысяч долларов. Конечно, жаль, что предприятие, когда-то выпускавшее по 200 тысяч машин в год, краса и гордость советской индустрии, умерло, не выдержав конкуренции.
Можно ли было этого избежать, удерживая завод "на плаву" за счет государственных субсидий, и был ли в этом смысл? Честно говоря, не знаю. А на заставке - первый советский лимузин представительского класса ЗИС-101 под весьма символичным логунгом. У него, кстати, тоже в этом году юбилей, опытный образец этой машины появился ровно 85 лет назад.
Промышленники братья Рябушинские в начале 1916 года осматривают место возведения будущего АМО, на котором в уже следующем году планировалось начать выпуск лицензионных копий итальянских полуторатонных грузовиков FIAT-15ter под обозначением АМО-Ф-15. "Ф" обозначало "Фиат", а 15 - год выпуска прототипа.
FIAT-15ter - прообраз первого российского крупносерийного грузовика, к которому у нас в соответствии с природными условиями добавили закрытую кабину.
Завод возводился "большевицкими" темпами, хотя и без большевиков. Уже через год после закладки он был готов на 70%, а в отстроенных цехах шла отверточная сборка "Фиатов" из итальянских машинокомплектов. До конца 1917 года их успели собрать 432 штуки, а в следующем году - еще 772. На снимке - строительство литейного цеха.
1 ноября 1924 года на АМО был собран первый советский грузовик, целиком состоящий из отечественного сырья и комплектующих. По конструкции это был тот же "Фиат", хотя и с небольшими изменениями, потому название осталось прежним - АМО-Ф-15.
Первый советский автобус, построенный на шасси АМО. Интересно, что он появился даже раньше грузовика, в начале августа 1924-го. Но в дальнейшем эта модель, неподходящая для нашего климата, не выпускалась. Вместо нее запустили в серию модификацию с закрытым кузовом.
Вот такую.
Сборка грузовиков на заводе АМО. Обратите внимание на щегольский вид рабочего в белой сорочке, говорящий о том, что снимок явно постановочный.
На шасси АМО-Ф-15 с 1927 года выпускались первые советские серийные бронеавтомобили БА-27.
С 1937 года завод АМО, переименованный в ЗИС (Завод имени Сталина), помимо грузовиков, выпускал элитные лимузины и кабриолеты. Эта специализация сохранялась за ним вплоть до недавних времен. Последний бронированный лимузин был собран в 2005 году по заказу В.В. Жириновского. Но потом "вождь" ЛДПР почему-то аннулировал заказ и машину выкупил кто-то другой, чье имя не разглашается.
В 2014 году начался снос корпусов ликвидированного предприятия. Так выглядела территория ЗИЛа пять лет назад.
Так она выглядит сейчас.
А примерно так, согласно планам строительства жилого комплекса "Зиларт", она будет выглядеть через пару лет. Одни называют это деиндустриализацией и развалом промышленности, а другие - наступлением постиндустриального общества.