Дед Калигулы, прадед Нерона, лучший друг и верный заместитель Августа, Марк Випсаний Агриппа – человек, близость и взаимосвязь которого с некоторыми из самых известных имен Древней истории соседствует с тем, что его имя мало знакомо общественности. Многие слышали о безумии Калигулы или Нерона, о «величии» Августа, но имя Агриппы часто упускается из виду.
Это еще более удивительно, если учесть тот факт, что перерождение Римской республики в империю при Августе, возможно, не произошло бы, если бы Агриппа не был рядом с Августом. А если бы и произошло, то, конечно, оно не достигло бы такого размаха.
Агриппа был воином, полководцем и лучшим другом Августа. Но, что самое главное, на кровожадной политической сцене Рима, обострившейся после Гражданской войны времен Юлия Цезаря, Агриппа был предан до предела: никогда не стремясь к известности, власти или богатству для себя.
Юность
Наша история начинается в мартовские иды 45 года до нашей эры.
Юлий Цезарь лежит мертвый, заколотый сенаторами, у ног статуи Помпея Великого. Его наследник, тогда известный как Октавиан, но с этого момента именуемый просто Августом, находился в Аполлонии (Македония), выполняя обязанности своего рода местного губернатора, а также помогая римским армиям готовиться к предстоящему вторжению в Парфию.
Август получил известие о смерти Юлия Цезаря в письме от своей матери Атии, она велела ему вернуться в Италию и предупредила о новых актах насилия. Посоветовавшись с Агриппой и некоторыми другими людьми, Август покинул Грецию и высадился в Брундизии, где получил еще два письма: одно – от своей матери, а другое – от своего отчима Филиппа. Оба сообщили ему, что он наследник огромного состояния своего двоюродного дедушки, и оба посоветовали соблюдать осторожность.
На этом этапе стоит немного вернуться назад.
Точно неизвестно, когда и где родился Агриппа. Но это было в промежутке с 64 по 62 год до н. э., что делает его примерно ровесником Августа. Считается, что эти двое знали друг друга с юных лет, хотя Агриппа происходил из семьи всадников, в то время как Август был из сенаторской семьи.
Считается, что во время войны Юлия Цезаря против Катона в Африке старший брат Агриппы, сражавшийся на стороне Катона, был захвачен войсками Юлия Цезаря. История гласит, что Август обратился к своему двоюродному дедушке с просьбой освободить брата Агриппы, известного своим милосердием. Юлий Цезарь согласился, и брат Агриппы был освобожден. Это часто рассматривается как поворотный момент в отношениях между Августом и Агриппой.
После того, как Август обеспечил себе состояние и стабилизировал власть в Риме, пришло время ему выйти на тропу войны и сокрушить заговорщиков, убивших Цезаря.
Битвы
В борьбе Августа с так называемыми «республиканцами» Агриппа не особо выделялся ни как военачальник, ни как солдат. Однако после завершения этой борьбы и разделения Римской республики начался его своеобразный путь к славе.
После подавления некоторых галицких племен и переправы через Рейн для краткой стычки с некоторыми германскими мятежниками Агриппу призвали обратно в Италию, чтобы помочь Августу. В этот момент Август и Антоний находились в непростом союзе: Август командовал Римом и восточной половиной империи, а Антоний – западом. Заговорщики, убившие Юлия Цезаря, были мертвы, но у Августа была еще одна «заноза» – сын Помпея.
После смерти своего отца Секст Помпей бежал в Иберию, где использовал деньги и семейные связи для создания личного флота. Король пиратов, называвший себя сыном Нептуна, Секст совершал набеги на грузы зерна, предназначенные для Рима, и на любые корабли, которые он мог найти. Он контролировал Сицилию, Корсику и Сардинию.
После краткого перемирия между Секстом и Августом в 39–38 годах до н. э. Секст снова начал совершать набеги на торговые и прочие римские суда, в связи с чем запасы зерна в Риме быстро подходили к концу, что усиливало повстанческие настроения горожан.
Нужно было что-то делать.
Однако была проблема: Секст совершал набеги в течение многих лет, его флот был огромен и, что еще более важно – опытен. Август одолжил у Антония несколько кораблей и использовал свое значительное богатство, чтобы построить еще несколько десятков дополнительных судов, но он не смог преодолеть пробел в опыте. Фактически единственным способным генералом и адмиралом, который был у Августа, являлся Агриппа.
Западная часть Италии была не лучшим местом для подготовки флота – там не было естественных портов. Однако в Неаполитанском заливе Агриппа приказал вырыть канал, который открывал бы путь к озеру Аверн, что позволяло бы экипажам кораблей учиться, а сам флот оставался скрытым. Также рабам предлагали свободу в обмен на службу, обучение на макетах кораблей, где они могли практиковаться в гребле под командованием Агриппы, пока строились военные корабли.
Это доказывает, что Агриппа был не только невероятно изобретателен, но и искусен в управлении, координации и ведении войны. Вместо того чтобы просто строить и обучать где-то в другом месте, он элементарно приказал построить целый канал.
И данная стратегия действительно сработала. Вся морская кампания против Секста завершилась битвой при Навлохе в 36 году до нашей эры. Август наблюдал с берегов Сицилии, как сражались Агриппа и Секст, каждый с примерно 300 кораблями. Имея корабли лучшего качества, Агриппа разбил большую часть флота Секста, что позволило вторгнуться на Сицилию.
Секст был схвачен в 35 году до н. э. и казнен без суда, возможно, по приказу Антония.
Позднее Агриппа также возглавил флот Августа в битве при Акциуме в 31 году до н. э., а также, скорее всего, руководил сухопутными войсками Августа в период кампании против Антония и Клеопатры.
Битва при Акциуме часто одновременно рассматривается как одно из самых важных сражений в истории и одно из самых антиклиматических. Это была настоящая бойня, отчасти из-за ужасных тактических решений Антония и Клеопатры, но также отчасти из-за способности Агриппы воспользоваться их ошибками.
Власть
Агриппа участвовал во многих других сражениях при Августае, включая битву при Александрии в 30 году до н. э., в которой Антоний был убит. Многие военные победы Августа можно приписать исключительно гению Агриппы.
Это не для того, чтобы унизить Августа – этот человек был гением сам по себе, но он был гением пропаганды, администрации и закулисных сделок, а не войны.
Таланты Августа в области пропаганды на самом деле являются одной из причин, по которой так мало людей знают об Агриппе. Август просто приписал все его победы себе. Это также одна из причин, по которой Агриппа был так ценен – он, казалось, не возражал против этого.
Агриппа был завален деньгами, которые он использовал для строительства значительного количества общественных сооружений, включая акведуки, канализацию, бани и сам Пантеон. Он был любим римским народом, но никогда не использовал это, чтобы попытаться возвысить свое имя или получить дополнительные полномочия.
Считается, что он отправился в своего рода добровольное изгнание из-за махинаций Ливии, жены Августа, которая беспокоилась о влиянии Агриппы на своего мужа.
В 18 году до нашей эры власть Агриппы была почти равна власти Августа, что делало его бесспорным вторым по могуществу человеком в империи. Он мог наложить вето на любое решение, принятое сенатом, даже не занимая поста консула.
Когда он умер в 13 году до н. э., Август объявил месячный траур и приказал поместить тело Агриппы в мавзолей самого императора. Затем Август готовил детей Агриппы к жизни, полной власти и богатства, и, как полагают, даже рассматривал его сыновей, Луция и Гая, как потенциальных наследников. К сожалению, оба умерли раньше самого императора.