21 июля 2022

Сколько лицензий на автомобильные компоненты купил СССР в 1980 году

scale_1200

15 наиболее интересных лицензионных соглашений, которые были заключены с западными компаниями в интересах Министерства автомобильной промышленности СССР всего за один календарный год, с середины 1980–го по середину 1981–го.



1. Основной объем лицензий в этот период времени приобретался в расчете на главную новинку отечественного автопрома – ВАЗ–2108. В частности, для двигателя «восьмерки» специалистами Porsche Engineering был предложен наиболее современный, компактный и производительный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и приводом от коленвала. Для возможности его применения советскому объединению «Автопромимпорт» пришлось приобрести в ФРГ лицензию у компании Schwäbische Hüttenwerke (она же сокращенно SHW).

2. Все для той же «восьмерки» потребовалась лицензия на передние дисковые тормоза с плавающей скобой и вакуумный усилитель тормозов. Эти узлы были защищены патентами британской фирмы Lucas Girling.

3. Более широкая лицензия – производство тросовых стеклоподъемников новой конструкции, способных поднимать в том числе дверные стекла, имеющие кривизну по форме кузова автомобиля. Эту лицензию снова брали в первую очередь под ВАЗ–2108, но оформили таким образом, что новые стеклоподъемники допускалось применять на любых советских легковых и грузовых автомобилях.

4. Вы же, наверняка, помните, как выглядят синхронизаторы на ВАЗ–2108? Так вот этот узел тоже лицензионный, и выпускался он в Советском Союзе по лицензионному соглашению с немецкой компанией Zahnrad Fabrik.

5. На ВАЗ–2108, ЗАЗ–1102, а в перспективе и на автомобилях семейства ВАЗ–2105 планировалось внедрить сборные алюминиевые радиаторы системы охлаждения двигателя и системы отопления салона. Соответствующую лицензию потребовалось приобрести у французской компании Valeo, одно из подразделений которой (Sofica) как раз владело патентом на алюминиевые радиаторы.

6. За лицензию на диафрагменное сцепление для ВАЗ–2108 «Лицензинторгу» пришлось «занести» немного валюты британской компании Automotive Product.

7. Подвеска «Мак–Ферсон» для отечественных легковых автомобилей, как несложно догадаться, тоже узел лицензионный. За него В/О «Автопромимпорт» заплатило итальянской компании Way Assauto.

8. Разумеется, реечное рулевое управление тоже появилось на «восьмерке» не просто так. За него В/О «Автопромимпорт» заплатило уже упоминавшейся фирме Zahnrad Fabrik.

9. За технологию производства трехцветных стекол задних фонарей для «восьмерки» потребовалось заключить лицензионное соглашение между «Автопромимпортом» и западногерманской фирмой KraussMaffei.

10. И снова «восьмерка»: для изготовления ее силового агрегата представителям объединения «Лицензинторг» пришлось отправляться в ФРГ на переговоры с фирмой Mannesman Demag. По их результатам было заключено лицензионное соглашение с таким названием: «Технология получения деталей сложной конфигурации силовых агрегатов автомобиля методом двойного горячего прессования порошковых заготовок».

11. В первую очередь с прицелом на использование в автомобилях ВАЗ для экспортных рынков В/О «Лицензинторг» приобрело для завода ДААЗ лицензию на производство системы автоматического регулирования температуры воздуха на входе в карбюратор. Соответствующий договор был подписан с западногерманской фирмой Mann & Hummel.

12. Для Гродненского завода автомобильных агрегатов через В/О «Лицензинторг» у немецкой фирмы Bilstein приобрели технологию производства газонаполненных однотрубных амортизаторов.

13. В 1980 году В/О «Лицензинторг» приобрело в ФРГ у фирмы ZF лицензию на гидрообъемное рулевое управление для перспективных легких автопогрузчиков, на изготовлении которых в СССР как раз специализировался ЕрАЗ.

14. ВПО «Союзавтобуспром» через В/О «Лицензинторг» приобрело у западногерманской фирмы Deutche Perrot лицензию на тормозные механизмы с клиновым разжимом колодок. Эту лицензию потом использовали на автобусах ЛиАЗ–5256 и самосвалах КАЗ–4540.

15. А для производственного объединения «Дизельаппаратура» при посредничестве В/О «Автопромимпорт» в Австрии, у фирмы Friedmann & Maier, была куплена лицензия на производство комплекта современной топливной аппаратуры для дизельных двигателей грузовых автомобилей.