27 июля 2022

Fouga CM.170 Magister: Сыграли фугу



Ровно 70 лет назад, 23 июля 1952 года, впервые полнялся в воздух Fouga CM.170 Magister - первый в мире массовый реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и построенный во Франции. До него все реактивные учебные машины создавались на базе боевых истребителей и бомбардировщиков, к которым добавляли дополнительную кабину инструктора.

Это проще, чем проектировать машину "с нуля", но такие переделки получались довольно дорогими в производстве и эксплуатации, излишне сложными для начального обучения, а мощность их силовых установок зачастую была избыточной.

Из трех прототипов "Мажистера" два разбились на испытаниях, тем не менее, французы в 1956 году приняли машину на вооружение и запустили в серийное производство. Всего на фирме "Фуга" (в 1958 году поглощенной фирмой "Потез") было выпущено 576 "Мажистеров", из них 394 - для ВВС Франции, а остальные - на экспорт. Кроме того, самолет выпускался по лицензии в ФРГ, Финляндии и Израиле, а общее число построенных машин составляло 929 штук.

Относительно простой, дешевый, надежный и неприхотливый "Мажистер" быстро завоевал популярность и широко разошелся по миру. Эти машины закупала Бельгия, Бразилия, Алжир, Бангладеш, Марокко, Австрия, Габон, Ирландия, Гватемала, Камбоджа, Сальвадор, Сенегал, Уганда, Ливия, Ливан, Камерун и непризнанная сепаратистская республика Катанга, существовавшая в 1960-63 годах на юге Заира.

Помимо основной - учебной функции, самолет применялся в качестве эрзац-штурмовика в целом ряде локальных конфликтов, несмотря на очень хилое вооружение, состоявшее всго из двух пулеметов и 100 кг бомб, либо - нескольких НУРСов.

В частности, израильтяне во время "Шестидневной войны" бросили в бой свои "Мажистеры", которые они называют "Цукитами", и без ложной скромности заявили, что эти "стрекозы" якобы уничтожили аж 50 тяжелых танков "Центурион". Однако при этом шесть машин было сбито египетской, иорданской и сирийской ПВО.

Марокканцы несколько лет использовали 25 приобретенных ими "Мажистеров" против партизан Западной Сахары, пока у тех не появились ПЗРК. После потери нескольких самолетов уцелевшие машины прекратили совершать боевые вылеты.

Катангские "Мажистеры" с наемными бельгийскими пилотами воевали против правительственных войск и сил ООН, а один из них, по некоторым данным, сбил пассажирский лайнер DС-6, на котором летел на переговоры в район конфликта генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг Хаммаршельд.

Несмотря на почтенный возраст и появление гораздо более совершенных самолетов того же класса, в ряде стран, в частности, в Израиле и Алжире, "Мажистеры" летают до сих пор.

На заставке - раскрашенные в цвета французского флага "Мажистеры" из пилотажной группы "Патроль де Франс", которая использовала эти машины до 1981 года.


"Мажистер" французских ВВС. Главным внешним отличительным признаком этой машины является оригинальное V-образное хвостовое оперение, также называемое "бабочкой", изобретенное польским инженером Рудлицким еще в 1928 году, но крайне редко применяемое в пилотируемой авиации.



Палубная модификация "Мажистера", выпускавшаяся под названием "Зефир".


Финский лицензионный "Мажистер".


Израильский "Цукит".


"Мажистер" бельгийской пилотажной группы "Красные дьяволы" в бреющем полете.

"Мажистер" германских Люфтваффе.