Первый и второй брак
Арсиноя, сестра и жена Птолемея II, была дочерью Птолемея I, основателя царской династии Египта эпохи эллинизма. Её мать, Береника, прибыла ко двору Птолемея в свите Эвридики в 317 г. до н. э. Эвридика являлась дочерью регента Македонского царства Антипатра, и её брак с Птолемеем должен был скрепить союз между двумя правителями.
Береника, внучатая племянница того же Антипатра, была «бедной родственницей» Эвридики. К моменту прибытия в Египет Береника стала вдовой с несколькими детьми. Она обратила на себя внимание Птолемея и тоже стала его женой, а около 316 г. до н. э. родила ему дочь, которую назвали Арсиноей.
Пока Арсиноя росла, мир менялся. Её отец и другие диадохи делили империю покойного Александра Македонского. В 300 г. до н. э. Арсиноя была выдана замуж за царя Фракии Лисимаха.
Во Фракии Арсиноя проявила свою безжалостность. Как писали античные авторы, она оклеветала сына Лисимаха Агафокла, который был казнён. Вдова Агафокла Лисандра (сводная сестра Арсинои!) бежала к правителю Сирии Селевку. Вместе с Лисандрой бежал и сводный брат Арсинои Птолемей Керавн.
В 281 г. до н. э. Лисимах потерпел поражение и погиб. Вслед за тем Керавн убил Селевка и подчинил себе его войско. Новый правитель претендовал на власть над землями Лисимаха — Фракией и Македонией. Сыновья Лисимаха были для него угрозой.
Птолемей Керавн поклялся, что не причинит вреда детям Арсинои и даже сделает их соправителями. После этого царица открыла ворота крепости. Вскоре состоялась свадьба. Но затем Керавн приказал убить двух детей Арсинои, а её саму изгнать из Македонии. Старший сын Арсинои и Лисимаха выжил и даже участвовал в борьбе за македонский трон, но его следы в источниках теряются.
Брак с Птолемеем
Какое-то время бывшая царица жила на острове Самофракия. В Египет Арсиноя вернулась между 279 и 276 гг. до н. э. В Александрии теперь правил её родной брат Птолемей II. Он был женат на дочери всё того же Лисимаха, которую тоже звали Арсиноя (в историю она вошла как Арсиноя I, героиня нашего рассказа — Арсиноя II).
Падение дочери Лисимаха произошло вскоре после прибытия Арсинои или даже до него. Арсиноя I была отправлена в ссылку. Официальной причиной считался организованный ею заговор. А через несколько лет, до 273 г. до н. э., родные брат и сестра Птолемей и Арсиноя стали супругами.
Этот брак стал первым в ряду браков между братом и сестрой в истории македонской династии. Египетские подданные восприняли свадьбу спокойно — в династиях фараонов это считалось нормой. Сложнее было с реакцией греков — у них такие браки не были приняты.
Скандальный поэт Сотад дерзнул высмеять брак Птолемея и Арсинои. По приказу царя того заключили в тюрьму. Сотад бежал на остров Кавн. Позже его взял в плен флотоводец Птолемея Патрокл. По его приказу поэта бросили в море в свинцовом ящике.
Союз Птолемея и Арсинои остался бездетным. Царица усыновила детей своей предшественницы, старший из которых, Птолемей III, позже унаследовал царство.
Жена и соправитель
Арсиноя стала соправителем мужа. Так, однажды она сопровождала Птолемея в экспедиции на Суэцкий перешеек, где царь проверял оборонительные укрепления.
При жизни Арсиною стали почитать как богиню. Её почитание было частью религиозного культа Филадельфов, учреждённого Птолемеем.
Основателем одного из культов Арсинои был наварх (командующий флотом) Калликрат. По его приказу храм Арсинои был построен на мысе Зефирий около Александрии. Это был частный культ. Подобные культы, как отмечает Элизабет Кэрни, часто учреждали приближённые царей. Похожий культ в честь другой царицы, Филы, был несколькими десятилетиями раньше учреждён в Афинах.
Как правительница Арсиноя покровительствовала религиозных праздникам. За её счёт в Александрии проводилось празднество в честь Адониса.
В Александрии Арсиноя основала культ Диоскуров. Подчёркивая связь царицы с этим культом, поэт Каллимах писал, что Диоскуры вознесли душу умершей царицы на Олимп. Также Арсиноя была жрицей египетского бога Мендеса.
Птолемей и Арсиноя покровительствовали поэтам. Их правление — звёздный час эллинистической поэзии. В стихах Каллимаха, Посидиппа и Феокрита много славословий в адрес царицы.
Единственный подробный рассказ о смерти Арсинои — это ямб Каллимаха. Поэт пишет, что тело покойной по греческому обычаю сожгли. Если верить Каллимаху, население столицы погрузилось в траур по Арсиное.
Точный год смерти царицы неизвестен. Стела Мендеса сообщает, что Арсиноя умерла на 15-м году правления своего брата, Пиформская — на 17-м. На основании этих цифр можно заключить, что царица Египта скончалась между 270 и 268 гг. до н. э.
Жизнь после смерти
Государственный культ Арсинои Птолемей учредил после её смерти. В честь царицы были воздвигнуты храмы Александрии и Мемфисе, был учреждён праздник. Появился новый ном (провинция), покровительницей которого стала обожествлённая царица.
Исследовательница биографии Арсинои Элизабет Кэрни отмечает, что культ царицы был очередным шагом к обожествлению всей династии Птолемеев. Учитывая, насколько скоро появился культ обожествлённой царицы, исследовательница делает вывод, что его введение было запланировано при жизни Арсинои (и вероятно при её участии). С 263 г. до н. э. часть налога в пользу храмов стала идти на поддержку культа царицы.
Новая богиня делила храмы со старыми божествами. Её культ был обращён и к грекам, и к египтянам. В Мемфисе Арсиноя делила храм с Птахом и считалась его божественной супругой. На рельефах храмов Птолемей изображался, поклоняющимся супруге.
Арсиною отождествляли с богиней Исидой, которая, согласно египетской религии, была сестрой и женой Осириса. На Пифомской стеле Арсиноя изображена в той же одежде, что и Исида. Культ Арсинои оказался устойчивым. В жреческих семьях на протяжении поколений девочкам давали имя Арсиноя.
Царицу почитали и в греческих храмах, где её нередко отождествляли с одной из богинь — Артемидой или Афродитой. Празднества в честь Арсинои увеличивали популярность культа. Традиционно они проходили в конце египетского года, когда происходил разлив Нила.
В Александрии процессию в честь богини возглавляла её жрица (канефора — «носительница корзины»). На улицах города стояли алтари в честь Арсинои. Сохранилось множество винных кувшинов с изображением богини. Предположительно, горожане давали их канефоре, чтобы она совершила возлияние на уличном алтаре.
На кувшинах Арсиною изображали с чашей для возлияния в одной руке и рогом изобилия — в другой. В надписях на кувшинах царицу отождествляли с Исидой или греческой богиней удачи Тюхе.
В сохранившихся сочинениях античных авторов Арсиною называли богиней моря и защитницей моряков. Именно в этом качестве она почиталась в храме на мысе Зефирий. В этом качестве её культ вышел за пределы Египта. Богиню чтили в портовых городах Восточного Средиземноморья, в частности — на Кипре. Почитание царицы зафиксировано даже в Северном Причерноморье.
Имя Арсинои носили города Птолемеевской державы. Её изображение помещали на монеты наряду с отцом Птолемеем I до конца династии. Царицу продолжали почитать ещё в 1-м в. до н. э. Брак Арсинои и Птолемея II стал образцом для следующих поколений династии.
В римскую эпоху египтяне продолжали почитать Арсиною как богиню-защитницу. Её имя сохранили улицы Александрии. Калигула приказал перевезти в Рим статуи Птолемея и Арсинои. Статую египетской царицы император подарил своей сестре.
Авторы Нового времени часто наделяли героинь своих произведений звучным именем Арсиноя, но они не имели отношения к реальной царице Египта. Исключением стала трагедия шотландского драматурга Эндрю Хэндерсона «Арсиноя, или Кровосмесительный брак». Она посвящена недолгому браку Арсинои и Птолемея Керавна.