Нина Соколова являлась первой женщиной-водолазом в Советском Союзе. Закончив институт инженеров водного транспорта, Нина получила специальность инженера-гидротехника. Гидротехник – это специалист, который занимается проектированием и техническим обслуживанием инженерных сооружений, использующих воду.
После распределения в 1936 году Соколова была направлена на работу в ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения). Эта экспедиция была создана для подъема затонувших объектов, спасения иностранных и отечественных судов, строительства портов, прокладки подводных трубопроводов.
В задачи инженера Соколовой входило руководство водолазных работ. Первый объект, на который собрались послать Нину — строительство подводных сооружений порта в Сочи. Огромные бетонные кубы будут спускаться в воду кранами, а уже под водой тяжелым водолазам нужно будет направлять их точно в пазы, следить за укладкой глыб, завершать монтаж.
Но как руководить водолазами, не видя своими глазами, что они делают под водой? Соколова потребовала водолазный костюм и полезла в воду. И получила выговор от руководства. Но доводы девушки без внимания не остались, ей предложили записаться на курсы усовершенствования в Ленинграде.
Соколова записалась на двухмесячные водолазные курсы. Но начальник курсов, увидев перед собой небольшую девушку (рост Соколовой 157см.), был категорически против ее погружений под воду в тяжелом костюме. Во первых, документально запрещено. Во-вторых, нет подходящего по росту костюма "трехболтовки". В третьих, работа тяжелых водолазов — для сильных и ловких мужчин, девушкам здесь не место.
Нина пошла в райком комсомола, в горком партии, в управление водолазных работ. Но морское ведомство упиралось, есть инструкции и наставления, в них четко написано, кому можно, а кому нельзя работать в тяжелых водолазных костюмах. Но упорство девушки сделало свое дело. Вопрос удалось продавить через Михаила Калинина, с которым связался начальник ЭПРОНа контр-адмирал Фотий Крылов.
Разрешение на спуск было получено. Для нее изготовили специальный костюм по ростовке, правда, он все равно был почти в два раза тяжелее массы тела. Тем не менее, инженер Соколова успешно закончила водолазные курсы (Крылов подписал ей свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10 метров), и в Сочи часто спускалась под воду, контролируя процесс монтажа.
В 1939 году наркомату военно-морского флота СССР понадобились квалифицированные инженеры для проведения подводных работ. Весь состав ЭПРОН был переведен на военную службу. Соколовой присвоено звание военинженера 3 ранга. Шла советско-финская война и у тяжелых водолазов было много работы. Первое военное задание: строительство десантного причала в Полярном. Выполнено на отлично и раньше срока.
Из служебной характеристики Соколовой:
"Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела.
Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных."
С началом Великой Отечественной войны работы у военных тяжелых водолазов прибавилось. Нужно было восстанавливать поврежденные подводные коммуникации, прокладывать подводные телефонные кабели, поднимать затонувшую технику, баржи с оружием, зерном и продовольствием.
Нина трудится инженером-гидротехником 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Балтийского флота. Работа часто проводится под бомбежками. Только в период с сентября по октябрь 1941 года водолазы ЭПРОН подняли свыше 4 тысяч мешков с зерном.
Одной из главных задач, поставленных руководством перед водолазами 27-го отряда осенью 1941 года — обеспечение командования Ленинградского фронта устойчивой связью с Москвой. В условиях жесточайшего шторма водолазы проложили линию по дну Ладожского озера. Эта магистраль безотказно действовала всю войну.
В сентябре 1941 года город Ленина оказался в осаде. Единственный свободный транспортный путь из Ленинграда — водный, через Ладожское озеро. Условно свободный, потому что акватория озера усиленно обстреливалась фашистами. Этот путь был назван Дорогой жизни, именно на ней и трудилась Нина Соколова с первых дней войны.
Когда Ладогу сковал лед, профессор Ливеровский спроектировал ледовую дорогу на Большую землю. И потянулись по заснеженной трассе вереницы грузовиков. В Ленинград — с продовольствием, обратно — с эвакуированными жителями. Эти колонны обстреливали и бомбили. Грузовики проваливались под лед.
И военные водолазы 27-го отряда ЭПРОН, в котором служила Соколова, оперативно выезжали на место и поднимали машины из студеной войны, разбросанные по дну мешки с зерном и сахаром, ящики с консервами.
Каждая банка тушенки и каждый мешок с зерном были бесценными. Это ли не знать военным водолазам, которые, целыми днями работая в ледяной воде, получали по продуктовой карточке 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров.
В городе стремительно заканчивалось горючее. И Соколовой пришла в голову идея протянуть трубопровод по дну Ладожского озера. Во время командировки в Москву Нина Васильевна оказалась в одном самолете с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым.
Галина Алейникова, друг семьи, вспоминала: "Она ему сказала: "Это же так просто — под Ладогой по дну провести бензопровод". И стала на коленках рисовать".
Руководство идею одобрило и 7 апреля 1942 года комитет обороны Ленинграда приказал начать подготовку к созданию новой магистрали. А 25 апреля 1942 года ГКО СССР подписал постановление о строительстве трубопровода. Все работы необходимо проводить в строжайшей секретности, немцы не должны догадываться об этой артерии.
5 мая 1942 года военные водолазы из Кобоны начали укладку труб под водой. За 43 дня, досрочно (по приказу было отведено 50 дней), по дну Ладоги было протянуто 27 километров труб, а всего трубопровод имел протяженность 35 км. Именно его наличие позволило беспрепятственно питать город горючим. За время работы трубопровода через него прошло примерно 40 тысяч тон горючего.
За образцовое выполнение задания Нина Соколова был награждена орденом Красной Звезды.В сентябре 1942 года по дну Ладожского озера прокладывается еще один жизненно важный кабель, он будет питать блокадный Ленинград электричеством.
Во время укладки силового кабеля, группа водолазов попадает под сильнейший артобстрел. Соколова получила контузию, ранение в плечо и ногу, отправлена в госпиталь. 23 сентября 1942 года в блокированный город стало поступать электричество.
Евгений Зубков, сын Нины Соколовой, вспоминал:
"Она никогда не давала оценку своей работе. Она не говорила, что спасла город, это была часть ее службы, и, как выяснилось впоследствии, она принимала участи в множестве таких проектов".
В 1943 году гитлеровская блокада прорвана. Нина Васильевна Соколова получает звание инженера-подполковника Военно-морских сил и продолжает службу в отряде. Ей всего 31 год. За время работы на Ладоге она провела под водой 644 часа (почти 27 суток).
В августе 1943 года Соколова назначается главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали объекты.
За свою доблестную службу Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и "Знак Почета", многими медалями.
До конца своих дней она вела активный образ жизни, закалялась, занималась гимнастикой и йогой, была членом клуба зимнего плавания, купалась в студеной воде и приучала к этому своих детей, Марину и Евгения. Прожила Нина Васильевна до девяноста лет. Ее имя навечно вписано в Золотую Книгу Санкт-Петербурга.