14 июля 2022

О достройке Киоска Траяна

Эта загадочная фотография 1850 года приписана Фрэнсису Фриту . Чего быть не может, поскольку данный фотограф снимал Египет с 1856 года.



На ней замечательный автограф на колонне одного из топовых сооружений священного острова Филе. Здесь погребен Осирис, в честь которого построены Храмы Изиды и Хатхор, возведенные фараоном Нектанебом (380-362 гг. до н. э.). К ним пристроил Киоск, в котором приносил Осирису жертвы, император Траян (53-117 гг. н.э.). На нем и отметился оттиском по сырому некто KOCH в 1836 году н.э. Что говорит о том, что достраивалось сооружение - технически обычный египетский недодел - еще и в 19 веке.



Киоском это названо весьма условно, памятник огромный. Таковым он смотрится только рядом с еще более огромными сооруженими, Храмами Изиды и Хатхор. Сейчас, после разборки и переноса на Agilkia Island в связи с затоплением острова Филе Асуанским морем, выглядит так.



Небольшое изыскание подтверждает, что сооружение строилось на глазах авторитетных очевидцев. Доминик Виван, по титулу барон Денон, основатель и первый директор Лувра, в 1799 году (издано в 1802 году) четко нанес жертвенник Траяна на схему, но зарисовывать не стал, дал лишь дальний план без подробностей.



Издание в Библиотеке Гейдельбергского Университета.



Издание в NYPL.



Если посмотреть гейдельбергское изображение внимательно, то увидим, что в торце пять колонн и четыре колонны архитрава над капителями. Художник нью-йоркского издания подредактировал, сделав четыре колонны, но колонн архитрава вообще нет. Что означает: киоск Траяна был начат, но в бытность в Египте Денона в 1799 году колонны еще не начинали; Денон про них и про архитравы еще понятия не имел.





в 1799 году члены Комиссии по науке и искусству Жан-Батист Проспер Жоллуа и Эдуард де Вилье дю Терраж изучали, обмеряли, фиксировали памятник, а в 1809-1828 годах издали труды. Любуемся.





Памятник обследован и обмерян.



Бросаются в глаза многие отличия этого исследованного объекта от реального.
Рисунок капителей у него другой; и на реальном объекте на Филе, и в перенесенной версии на Agilkia Island все капители разные.
В квадратных колоннах архитрава до перекрытия у Комиссии три блока, у реального объекта четыре.
Низ у Комиссии сделан из панелей, реальный сложен из блоков.
На фронтоне у Комиссии барельеф с крылатым символом, на реальном объекте не сделанный...

Все это означает, что Вилье с Жолуа знали стилистику объекта, наверняка имели эскиз, но готовый киоск Траяна в глаза не видели, потому что он еще не был готов. Строители же по обычаю сильно отошли от проекта под финиш работ.

Тот же проект-эскиз с панелями вместо кладки был и у знаменитого художника-египтолога Дэвида Робертса, посещавшего Филе в 1838 году.





На следующих фото 1851, 1862 и 1857-59 гг мы видим, что в задней части памятника строители таки-начали делать стены панелями, причем криво, но зачем-то перешли на блоки.



И что штукатурку с автографом свирепо обвалили, открыв обычную непритязательную внутренность древнеегипетских колонн - забутовку всяким мусором. Спасибо безвестному строителю Египта Кочу за его нескромность и неизвестному фотографу (ну явно же не Фрит) за то, что ее увековечил.

Фото Киоска с обваленным автографом.







Что интересно, на современной реконструкции, после переноса Киоска на новое место в связи со строительством Асуанской ГЭС, обе обваленные надписи на колонне восстановили, под легенду, что это туристы, хотя ни каких-либо туристов, ни вообще туризма в Верхнем Египте в 1830-х годах не было и быть не могло.

Ну а на первом дагерротипе 1842 года видно, что одну из стен вообще еще не достроили, доделают ее только к началу 1850-х годов.



Эта практика позднейшего достраивания недостроев где возможно и устранения недочетов елико возможно хорошо знакома нам, например, по Баальбеку, где в 1860 году полуупавшая колонна была заменена на нынешнее изделие индустриальной эпохи, а в 1860-х годах был спасен от разрушения и восстановлен вход в Храм Бахуса задолго до прибытия не то что реставраторов, а даже первых археологов в 1898 году...

Таким образом, существование Киоска Траяна еще во время пребывания в Египте Комиссии Наполеона - подлог. Была только стройка и эскиз, достраивался объект и в 1830-е, в том числе в 1836 году увековечившим себя Кочем.

Добавим пикантную деталь. У Ричарда Поукока, посетившего Филе в 1737 году, жертвенника Траяна вообще нет. Хотя не заметить его в принципе невозможно. Читайте главу его книги 1743 года издания, смотрите карты и схемы, убеждайтесь.

А стоит только маленький, смешной, неказистый, немножко напоминающий киоск Траяна объект, также обмеренный и начерченный. Но очень уж несуразный. У кого-нибудь есть сомнения, что киоска Траяна в момент посещения Филе епископом-египтологом не существовало, а Поукок опубликовал его неудачный проект, от которого отказались в пользу красивого проекта Вилье/Жоллуа?