Ровно 85 лет назад, 26 июля 1937 года, завершилась двухнедельная битва при Брюнете, в ходе которой испанское республиканское командование пыталось отбросить фашистских мятежников от столицы страны, но не смогло это сделать.
План брюнетской операции, составленный при участии советских военных советников, предусматривал мощный фланговый удар по мадридской группировке фашистов с целью отрезать ее от основных сил и взять в кольцо или, по, крайней мере, заставить отступить от Мадрида, чтобы не попасть в окружение. На бумаге этот план выглядел замечательно, однако, на практике реализовать его не удалось.
Республиканцы не учли, что мятежники успели соорудить под Мадридом мощную линию обороны с многочисленными железобетонными ДОТами, против которых оказались бессильны 45-миллиметровые танковые пушки и 75-миллиметровые полевые орудия. Наступление, начатое 6 июля, уже через несколько дней захлебнулось в крови. Потери танков, полученных из СССР с советскими экипажами, были огромны и невосполнимы.
"Красным" ценой неимоверных усилий удалось взять городок Брюнете, но продвинуться дальше они не смогли. А 24 июля фашисты нанесли контрудар и выбили республиканцев из Брюнете, вернув почти всю территорию, потерянную с начала операции.
Не менее яростным, чем наземные бои, было противостояние в воздухе. Фашистская авиация, включавшая в себя итальянский воздушный корпус и гитлеровский легион "Кондор", дралась насмерть с республиканскими ВВС, в значительной мере состоявшими из советских добровольцев. Однако результаты этого противостояния были далеко не столь однозначны. как принято считать на Западе.
В англо-саксонской авиационно-исторической литературе, основанной на фашистских источниках (которые, к сожалению, копирует и российская Википедия), указано, что республиканцы потеряли в Брюнетской операции от 60 до 100 самолетов, а франкисты - всего 23-25. Однако эти цифры, основанные на заявках фашистских летчиков и зенитчиков, имеют мало общего с реальностью.
Историк Сергей Абросов, проанализировав архивные сводки о потерях республиканских ВВС, дает совсем иную картину. В июле 1937 года республиканцы потеряли в воздушных боях на Мадридском фронте 3 истребителя И-15, 9 истребителей И-16, 9 легких бомбардировщиков Р-Z и 2 двухмоторных бомбардировщика СБ, итого 23 самолета.
Кроме того, три самолета (2 Р-Z и один СБ) были сбиты зенитной артиллерией, два - уничтожены бомбами на аэродромах, а еще три - разбились или сгорели по небоевым причинам (в том числе один сгорел из-за курения в неположенном месте). Таким образом, фактические суммарные потери республиканских ВВС составляли 31 самолет, а вовсе не 60-100.
Следовательно, счет потерь был примерно равным, несмотря на то, что в районе Брюнете фашисты впервые бросили в бой новейшкю технику - истребители "Мессершмитт" Bf-109D, итальянские скоростные бомбардировщики "Савойя-Маркетти" SM-79, германские бомбардировщики "Хейнкель" Не-111 и пикировщики "Юнкерс" Ju-87 Stuka. Но техническое превосходство немецкой авиации уже давало себя знать...
Карта-схема Брюнетской операции и посвященный ей республиканский плакат "Мы наступаем!"
Франкистские бетонные купола в районе Брюнете.
Один из франкистских железобетонных ДОТов под Мадридом.
Республиканские броневики и интербригадовцы в Брюнете, в центре - военкор Эрнест Хэммингуэй.
Подбитые и захваченные франкистами в Брюнете республиканские танки Т-26.
Итало-франкистские скоростные бомбардировщики "Савойя-Марчетти" SM-79.
Германские пикирующие бомбардировщики "Юнкерс" Ju-87, впервые примененные в районе Брюнете.
"Мессершмитт" Bf-109D легиона "Кондор", впервые вступивший в бой над Брюнете.
Bf-109D из легиона "Кондор" (пилот - впоследствии знаменитый ас Адольф Галланд), Ju-87A c эмблемой в виде мультипликационной свиньи Иоланты из того же авиасоединения и республиканский истребитель советского производства И-15.