Канонерские лодки (канонерки) представляли собой класс небольших боевых кораблей с довольно мощным артиллерийским вооружением. Они предназначались для обороны гаваней, действий в прибрежных морских районах, шхерах, на реках и озерах. Изрезанное шхерами побережье Балтийского моря и особенно мелководный Финский залив были очень подходящим местом для этого типа кораблей, и поэтому русский Балтийский флот имел в своем составе 7 канонерок, которые очень активно участвовали в боевых действиях Первой мировой войны. В августе 1915 года в неравном бою с превосходящими силами противника было потеряно две канонерские лодки; остальные же канонерки отважно сражались с врагом до самого конца войны.
Канонерская лодка «Грозящий»
Водоизмещение: нормальное 1490 т, полное 1750 т, Размеры 68.3x12.6x4 м. Двигатель паровой, на угле (2000 л.с.). Скорость 14 узлов. Броня: пояс до 127 мм, рубка 25 мм, палуба 38 мм. Вооружение 2х152-мм, 6х76-мм, 2 пулемета. Экипаж 154 чел.
Канонерские лодки типа «Грозящий» стали первыми бронированными канлодками в русском флоте. В 1892 г в строй вошли 3 корабля этой серии; они предназначались для службы на Дальнем Востоке. Два корабля— «Отважный» и «Гремящий» - погибли во время русско-японской войны. Лодка «Грозящий» в это время служила стационером в Средиземном море (с 1894 по 1905 г). В 1911 как устаревшая она была разоружена и зачислена в класс тральщиков; но в мае 1915 года «Грозящий» вновь был вооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. В июле-августе 1915 года «Грозящий» участвовал в боевых действиях в Рижском заливе. Охранял минные заграждения у входа в Ирбенский пролив, обстреливал береговые укрепления противника. В 1917 канлодка участвовала в Моонзундском сражении. В ноябре 1917 года «Гремящий» вошел в состав Красного Балтийского флота. Но с октября 1918 разоруженная лодка находилась на долговременном хранении в Кронштадтском порту. В 1924 была разобрана на металл.
Канонерская лодка «Храбрый»
Водоизмещение: нормальное 1735 т, полное 2100 т, Размеры 72,3x13.1x3.4 м. Двигатель паровой, на угле (2000 л.с.). Скорость 14 узлов. Броня: пояс до 127 мм, рубка и палуба 25 мм. Вооружение 5х130-мм, 1х40-мм, 1х47-мм зенитка. 1 торпедный аппарат 450 мм. Экипаж 165 чел.
Эта бронированная мореходная канлодка вступила в строй в 1897 г., и первоначально была вооружена 2х203-мм и 5х47-мм орудиями. Она уже изначально предназначалась для службы в Балтийском море, но в 1899 г отправилась в заграничное плавание в Средиземное море, из которого вернулась на Балтику только в 1906 году.
В годы 1-й мировой войны канлодка участвовала в обороне Рижского залива. В 1915 «Храбрый» был перевооружен. Вместо устаревших орудий на канлодке установили орудия с германского крейсера «Магдебург», погибшего у русских берегов 26.08.1914 г. После активного участия в боях в Ирбенском проливе в 1916 г последовало очередное перевооружение: на «Храбром» установили новейшие 130-мм орудия. В 1917 г «Храбрый» участвовал в Моонзундском сражении; 30.09.1917 он до последнего пытался спасти поврежденный эсминец «Гром», буксируя его под градом вражеских снарядов. Когда же из-за лопнувших буксирных тросов спасение стало невозможным, «Храбрый» добил «Гром», чтобы корабль не достался врагу, и повредил германский эсминец, пытавшийся взять «Гром» на буксир. В ноябре 1917 канлодка вошла в состав советского флота, но с октября 1918 по 1922 г корабль находился на долговременном хранении в Кронштадском порту.
После окончания Гражданской войны «Храбрый», переименованный в «Красное знамя», стал учебным кораблем. В годы Великой Отечественной войны старая канлодка вновь обороняла Финский залив и Ленинград. 16.11.1942 у Лавенсари «Красное знамя» была потоплена финским торпедным катером. В 1943 г. лодку подняли и в 1944 г., после капитального ремонта, ввели в строй. В дальнейшем она использовалась в качестве плав-казармы, а в 1960 была исключена из списков флота.
Канонерская лодка «Хивинец»
Водоизмещение 1360 т. Размеры 69.8x11.3x3,3 м. Двигатель паровой, на угле (1.500 л.с.). Скорость 13,5 узлов. Вооружение 2х120-мм, 8х75-мм, 2 пулемета. Экипаж 156 чел.
Эта канонерская лодка проектировалась для службы в водах Средиземного моря и Персидского залива. Являлась первым в отечественном флоте кораблем, оборудованным системой охлаждения внутренних помещений. Почти все время с момента вступления в строй в 1906 году «Хивинец» был судном-стационером в Средиземном море, вернувшись на Балтику в апреле 1913 года.
В годы 1-й мировой войны «Хивинец» входил в состав сил Або-Оландской шхерной позиции. В 1916 г. корабль был перевооружен: получил 4х120 мм, 2х47 мм зенитки и 4 пулемета. В сентябре 1917 канонерка участвовала в Моонзундском сражении; при этом из-за отсутствия командира и старшего офицера «Хивинцем» руководил молодой лейтенант, не имевший опыта командования. Тем не менее, канлодка действовала достаточно успешно: 30 сентября она вместе с канонеркой «Храбрый» отогнала огнем немецкие эсминцы, обеспечив отход из боя своих линейных сил. С декабря 1918 г. «Хивинец» находился на долговременном хранении в Кронштадте. В 1922 г. восстановлен и переименован в «Красную звезду». В 1928 - 1942 гг. служил в качестве плавбазы, в 1944 г. списан, в 1948-м сдан на слом.
Канонерские лодки типа «Гиляк» (4 единицы)
«Гиляк», «Кореец» (погиб 6.8.1915), «Бобр», «Сивуч» (погиб 6.8.1915)
«Гиляк», «Кореец» (погиб 6.8.1915), «Бобр», «Сивуч» (погиб 6.8.1915)
Водоизмещение: нормальное 980 т, полное 1200 т. Размеры 66x11x2.2 м. Двигатель паровой, на угле (800 л.с.). Скорость 12 узлов. Вооружение 2х120-мм. 4х75-мм, 3 пулемета. 40 мин заграждения. Экипаж 148 чел.
Вступившие в строй в 1907 г., эти канонерки первоначально предназначались для действий в Амурском ли¬мане; поэтому они имели малую осадку и скорострельную артиллерию. Однако на Дальний Восток корабли из-за их плохих мореходных качеств так и не отправили. В годы 1-й мировой войны канлодки типа «Гиляк» использовались на флангово-шхерной позиции, главным образом для постановки мин. «Кореец» и «Сивуч», возвращавшиеся 6.08.1915 с очередной минной постановки, у Усть-Двинска попали под атаку крейсера «Аусбург» и двух эсминцев. В результате «Сивуч» был потоплен артиллерией немецких кораблей, а «Кореец» от полученных повреждений выбросился на берег и был взорван экипажем. Остальные канлодки в 1918 г. захватили немцы; они передали «Гиляк» и «Бобр» Эстонии. «Бобр» служил в эстонском флоте под названием «Лембит» до 1925 г.
Вспомогательные корабли и суда Балтийского флота
Действия основных боевых кораблей, составлявших ядро флота, обеспечивали многочисленные вспомогательные суда. Они не имели такой же высокой боевой ценности, однако без этих судов действия флота были бы затруднены, а то и вообще невозможны. К таким судам, обеспечивавшим боевую работу линкоров, крейсеров, эсминцев, подводных лодок и канонерок, относились минные заградители, тральщики, гидроавиатранспорты, посыльные и десантные суда.
В составе Балтийского флота в годы Первой мировой войны числились суда всех этих типов. Флот имел 1 гидроавиатранспорт («Орлица»), обеспечивавший авиационную разведку моря. Для минных постановок кроме боевых кораблей привлекались 8 больших минных заградителей (из них 2 - специальной постройки, 3 – переделанные из устаревших броненосных крейсеров, и 3 – переоборудованные из транспортов). Им помогали 10 малых минных заградителей и 12 заградителей, оборудованных из мобилизованных гражданских судов. Для обороны от подводных лодок Балтфлот имел 11 сетевых заградителей. Противоминные силы Балтийского флота были представлены 20 тральщиками специальной постройки. еще более 40 тральщиков были переоборудованы из мобилизованных гражданских судов. Охрану баз флота осуществляли 5 сторожевых кораблей и 35 сторожевых катеров. Кроме того, Балтийский флот располагал 23 посыльными судами, 1 спасательным судном и 5 учебными кораблями, на которых подготавливались специалисты для боевых кораблей. Кроме того, в составе Балтфлота числились как посыльные суда 3 императорские яхты («Штандарт», «Полярная Звезда» и «Александрия»); но они (естественно!) командованием флота по своему усмотрению не использовались…