В последней четверти 19-го века российское руководство уделяло развитию Черноморского флота большое внимание. Дело в том, что после поражения в Крымской войне России длительное время было запрещено иметь на Черном море военный флот. Поэтому во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. боевым кораблям Турции со стороны России противостояли поспешно вооруженные гражданские суда. Чтобы подобное не повторилось, в 80-90-е годы правительство затратило большие средства на создание на Черном море мощного броненосного флота. Но в начале 20-го века заботы о Черноморском флоте отошли на второй план. Государственные средства были брошены на усиление вооруженных сил (в том числе и военно-морских) на Дальнем Востоке. А после поражения в русско-японской войне, в которой погибли почти все посланные туда с Балтики корабли, на первый план вышла задача восстановления Балтийского флота.
Поэтому средства на строительство новых кораблей для Черного моря начали выделять только в 1911-1912 гг., когда стало очевидным, что корабельный состав Черноморского флота быстро устаревает. В 1911-1913 гг. были заложены и начаты строительством 3 линкора дредноутного типа, 2 легких крейсера, 9 эсминцев и 6 подводных лодок. Но к началу войны успели построить только 4 эсминца. Линкоры, остальные 5 эсминцев и подлодки вошли в состав флота лишь в 1915–1917 годах, а крейсеры так и остались недостроенными. Недостроенными в большинстве своем остались и заказанные в 1914-1915 годах еще один линкор-дредноут, 2 легких крейсера, 8 эсминцев и 12 подводных лодок – в 1917 в строй успели вступить только 4 эсминца и несколько подводных лодок.
Вице-адмирал А.А. Эбергард
командующий Черноморским флотом в 1911-1916 гг.
В 1914 году командующим Черноморским флотом был 58-летний вице-адмирал Андрей Августович Эбергард. Этот человек имел богатый опыт штабной работы (во время русско-японской войны он являлся начальником Морского походного штаба наместника царя на Дальнем Востоке адмирала Алексеева). Черноморские моряки любили и почитали высокообразованного адмирала, руководившего флотом с 1911 г, и много сделавшего для обучения экипажей кораблей морскому и военному делу. Во многом благодаря именно его заботам русские моряки даже на устаревших кораблях успешно сражались с противником в годы Первой мировой войны.
Так как Россия взялась за омоложение своего Черноморского флота слишком поздно, к началу войны большинство кораблей флота были безнадежно устаревшими. Это поставило Россию на Черном море в сложное положение после того, как турецкий флот внезапно усилился двумя новейшими германскими крейсерами, один из которых («Гебен») по огневой мощи равнялся всей русской бригаде линкоров, состоявшей исключительно из устаревших броненосцев.
На момент начала войны российский Черноморский флот имел в своем составе 7 линкоров додредноутного типа (бывших броненосцев), 2 бронепалубных крейсера, 17 эсминцев (из них только 4 новейших турбинных), 7 миноносцев, 3 канонерки и 4 подводные лодки. В это время Черноморский флот административно подразделялся на бригаду линкоров, бригаду крейсеров, минную дивизию, бригаду подводных лодок, отряд канонерских лодок и партию траления. Минная дивизия состояла из 6 дивизионов четырехкорабельного состава. По мере вступления в строй турбинных эсминцев устаревшие корабли передавали в состав тральной партии. Бригада подлодок также имела дивизионное подразделение, но численность кораблей в дивизионах варьировалась в зависимости от оперативной необходимости. Когда в строй вступили дредноуты «Императрица Мария» и «Императрица Ека¬терина Великая», из них образовали 1-ю бригаду линкоров. а устаревшие корабли свели во 2-ю. Вместе с крейсерами дредноуты составляли 1-ю и 2-ю маневренные группы, призванные оперировать у побережья противника. 3-ю маневренную группу сформировали из линкоров типа «Евстафий» и «Пантелеймон». Такое тактическое деление флота позволяло обеспечивать блокаду турецкого побережья. Однако корабли из состава маневренных групп периодически отвлекались для обстрела позиций турецкой армии и обеспечения воинских перевозок, что давало возможность противнику время от времени прорывать блокаду и проводить в Черное море крейсера «Гебен» и «Бреслау».
Действия боевых кораблей, составлявших ядро флота, обеспечивали многочисленные вспомогательные суда. Они не имели такой же высокой боевой ценности, однако без этих, зачастую вообще не вооруженных суденышек, действия флота были бы затруднены, а то и вообще невозможны. К этим судам, обеспечивавшим боевую работу линкоров, крейсеров, эсминцев и подводных лодок, относились минные заградители, тральщики, гидроавиатранспорты, посыльные и десантные суда. В составе Черноморского флота в годы Первой мировой войны числились суда всех этих типов. Флот имел 2 гидроавиатранспорта и 1 гидрокрейсер, обеспечивавшие авиационную разведку моря. Среди минных заградителей числилось 2 больших и 5 малых; их дополнял 1 сетевой заградитель, предназначавшийся для борьбы с подлодками противника. Противоминные силы Черноморского флота до войны были представлены 3 тральщиками, но во время боевых действий в тральщики были переоборудованы 7 устаревших миноносцев и 68 мобилизованных гражданских судов. Посыльными судами служили 8 бывших, безнадежно устаревших для боя миноносцев и 1 бывший пограничный крейсер. Для десантных операций к 1916 году было построено 50 десантных барж (почти половина из них были самоходными) и 3 крупных десантных судна. Кроме того, с началом войны было мобилизовано около 200 торговых судов, которые использовались в качестве транспортов, госпитальных судов, плавбаз и т. п.
Война на Черном море началась значительно позже, чем на Балтике: Турция не сразу решилась на конфликт с Россией, а командующему Черноморским флотом правительство запретило не только нанести превентивный удар по вероятному противнику, но даже «провоцировать его активным патрулированием». В результате такой вынужденной пассивности русского флота турецким кораблям в ночь с 28 на 29 октября 1914 года удалось внезапно атаковать русские базы. Это нападение организовал возглавивший военно-морские силы Турции германский контр-адмирал Сушон.
Вице-адмирал (с 1915) Вильгельм Сушон.
Командующий Средиземноморским крейсерским отрядом Германии Вильгельм Сушон после начала мировой войны увел свои отрезанные англичанами от метрополии крейсера «Гебен» и «Бреслау» в Турцию. Там немец стал командующим флотом Османской империи, и подчинил все действия турецкого флота интересам воевавшей против России Германии
Таким образом, Сушон самовольно (без ведома турецкого правительства!) начал войну Турции против России. Целью внезапного удара Сушона был разгром русского флота и обеспечение турецкого господства на море. Но хотя русские, как и в 1904 году в Порт-Артуре, «проспали» нападение, разгрома не получилось: было потеряно только два боевых корабля – старая канонерская лодка и минный заградитель. Значительно больше пострадали гражданские суда - за первые сутки войны на минах и от артиллерийского огня противника погибло 16 русских пароходов. В ответ российский флот понаставил на путях возможного движения турецких эскадр множество минных заграждений, и начал обстрел вражеских позиций на турецком побережье, а так же охоту за кораблями и транспортами противника. Эта несколько запоздавшая, но бурная активность привела уже 18 ноября к встрече у мыса Сарыч (недалеко от Севастополя) главных сил противников: русская бригада линкоров наткнулась на турецкий линейный крейсер «Явуз Султан Селим» (он же германский «Гебен») и крейсер «Мидилли» (он же «Бреслау»). Разыгрался бой, который завершился бегством германских кораблей. А 26 декабря «Гебен» прямо у входа в Босфор напоролся подряд на две русские мины! «Немца» спасло только то, что он подорвался рядом с Константинополем, и турки сумели быстро завести «калеку» в порт…
«Загнав» грозного «немца» в ремонт, российский флот фактически захватил господство на Черном море, и занялся настоящим истреблением турецкого транспортного судоходства: за январь и первую декаду февраля 1915 г русские корабли уничтожили около 300 вражеских малых парусников. К концу года количество потопленных вражеских судов возросло еще на несколько сотен (основу турецкого транспортного судоходства составляла масса малых шхун и бригантин, которые русские топили чуть ли не ежедневно десятками, не особо утруждая себя подсчетом уничтоженной «мелочи»). Только пароходов, которые в Турции были относительной редкостью и особо ценились турками, как современные, вместительные и не зависящие от капризов ветра суда, русские корабли уничтожили за 1915 год более 40! Тяжелой потерей для турецкого флота в этом году стала и гибель на русской мине крейсера «Меджидие», который черноморцы подняли со дна, отремонтировали, и весной 1916 г ввели в состав русского флота под новым названием «Прут». И все эти успехи дались Черноморскому флоту ценой потери всего 7 своих вспомогательных судов. Фактически к концу года Россия доминировала на Черном море. Однако поражение союзников при проведении Дарданельской операции, и использование русского флота для поддержки наступления российской армии в прибрежной полосе кавказского и румынского фронтов позволили немецким, турецким и болгарским кораблям провести ряд набегов, при которых противник нанес существенный урон русскому транспортному судоходству. Дерзкие действия кораблей противника стали поводом для смещения вице-адмирала Эбергарда с поста командующего Черноморским флотом. На его должность в июле 1916 г был назначен 41-летний вице-адмирал Александр Васильевич Колчак.
Вице-адмирал А.В.Колчак
командующий Черноморским флотом с 07.1916 по 06.1917 гг.
Несмотря на свою молодость, новый командующий был уже заслуженным морским деятелем, известным всей России как ученый-океанограф и полярный исследователь. Во время русско-японской войны лейтенант Колчак командовал миноносцем «Сердитый», и по собственному почину выставил мины, на которых погиб японский крейсер «Такасаго». Затем Колчак участвовал в сухопутной обороне Порт-Артура, защищая один из фортов города. В начале 1-й мировой войны Колчак служил при штабе Балтийского флота, затем командовал Минной дивизией, во главе которой добился больших успехов. За эти успехи император (в нарушение прав старшинства!) произвел Колчака в вице-адмиралы и назначил командующим Черноморским флотом.
Новый командующий флотом тут же отдал приказ завалить минами весь Босфорский пролив и блокировать его подводными лодками. Во исполнение этого приказа в районе Босфора к концу 1916 г было выставлено 2.187 мин, и около него постоянно крейсировали русские подводные лодки, топившие любое судно, сумевшее проскочить через минные поля. Таким образом, судоходство противника было почти полностью парализовано, из-за чего нехватка угля в турецкой столице стала столь острой, что даже военные корабли Османской империи уже не могли выходить в море. Российский флот под командованием активного и решительного адмирала Колчака без потерь со своей стороны за короткий срок полностью утвердил русское господство в Черном море. Единственной серьезной потерей (правда, очень серьезной!) Черноморского флота в этот период стала гибель в октябре 1916 от взрыва боеприпасов новейшего линкора «Императрица Мария» (корабль взорвался и затонул в гавани Севастополя, причины взрыва до сих пор неизвестны).
Линкор «Императрица Мария» - его гибель до сих пор остается загадкой
Благодаря успехам 1916 года вся первая половина 1917 прошла под знаком полного господства русского флота на Черном море: Босфор был заблокирован, судоходство противника парализовано. Корабли Черноморского флота тесно взаимодействовали с войсками кавказского и румынского фронтов, обеспечивали безопасную переброску грузов по морю и готовились к проведению десантных операций. Революционные события в Петрограде поначалу мало отразились на состоянии Черноморского флота – благодаря гибкой политике адмирала Колчака и боевой активности флота, не оставлявшей времени для митингов. Однако со временем революционные настроения среди моряков начали нарастать – во многом благодаря агитаторам с Балтики, приезжавшим в Севастополь, чтобы «распропагандировать» черноморских «братишек». В результате в едином прежде Черноморском флоте наметился раскол; к лету 1917 обстановка существенно накалилась, и под давлением стремительно революционизировавшихся матросских масс в июне адмирал Колчак был вынужден уйти в отставку.
Отстранение Колчака вкупе с развалом дисциплины тут же сказались на успешности действий флота: количество боевых рейдов резко сократилось, а корабельный состав стал нести боевые потери. После смещения Колчака в Севастополе началась чехарда командования, подобная балтийской. Ставший командующим контр-адмирал В.А. Лукин (между прочим, избранный матросами!) продержался на должности не больше месяца – те же матросы сместили его, а комфлотом в августе стал капитан 1-го ранга А.В. Немитц, поспешно произведенный Временным правительством в контр-адмиралы. Отличавшийся либеральными взглядами Немитц быстро сошелся с эсерами и меньшевиками, что позволило ему продержаться на посту командующего вплоть до октября. Но после прихода к власти большевиков контр-адмирал (теперь уже бывший) бежал из Севастополя.
Установление в России Советской власти ознаменовалось автоматическим зачислением всех имевшихся в стране боевых кораблей в состав Советского флота. Но если на Балтике так и получилось, то на Черном море обстановка сложилась более противоречиво. По условиям перемирия большевиков с немцами Украина и Крым отходили к Германии; в результате весной 1918 г в Севастополь вошли немецкие войска. Чтобы флот не достался германцам, Ленин приказал черноморцам затопить свои корабли. Однако распоряжение Ленина было исполнено только на тех кораблях, где преобладали сторонники большевиков. Остальные корабли подняли украинские (!) флаги и сдались немцам, а в декабре 1918 г, после вторжения в Черное море вооруженных сил Антанты, этими кораблями завладели французы и англичане. Союзники передали доставшиеся им суда белогвардейцам, которые весной 1919 г создали Морские Силы Юга России. Судьба Белого флота была незавидной. После отступления белогвардейцев из Крыма в конце 1920 г. сохранявшие еще боеспособность корабли были уведены в Средиземное море, где они несколько лет простояли «на приколе» в североафриканской Бизерте, пока не были порезаны на металл…