Скажем сразу — провокаций с самолетами в нашей истории было так много, что обо всех упомянуть нет возможности. Второе, что стоит отметить, во всех случаях Россия-СССР была стороной, в отношении которой осуществлялся недружественный или явно агрессивный план. Это вообще весьма показательно.
Наиболее вопиющая провокация была осуществлена американцами — причем в день официального окончания Корейской войны. 27 июля 1953 года ВВС США сбили советский пассажирский самолет в воздушном пространстве Китая.
Сразу 324 американских боевых самолета вторглись в воздушное пространство КНР. Ил-12, принадлежавший 593-му отдельному транспортному авиационному полку Тихоокеанского флота, летел с советской военной базы в Порт-Артуре во Владивосток. На борту было шесть членов экипажа и 15 пассажиров, самолет содержал все опознавательные знаки ВВС СССР. До границы с Северной Кореей было 110 километров, а Советский Союз не был официальным участником военного конфликта. Неожиданно четыре американских истребителя облетели безоружный самолет, после чего расстреляли его в упор из пулеметов. Как выяснила позже прибывшая из Москвы комиссия, шесть человек на борту погибли от пуль и осколков, остальные пятнадцать — при падении самолета.
Официальные власти США признали факт совершения… ошибки. По их словам, истребители просто заблудились, думали, что находятся в Корее, и считали, что атаковали вражеский самолет в зоне военных действий. Такое заявление звучало странно, учитывая, что транспортник был сбит уже после подписания перемирия.
Что же произошло на самом деле и зачем США осуществили эту провокацию?
При определении мотивов их поступков версию «заблудившихся» истребителей исключаем сразу. Такие «ошибки», уже после подписания перемирия в Корее, как раз провокацией и являются. Нельзя исключать факт попытки точечной ликвидации американцами некой неугодной им персоны, маскируемый под случайность. Вполне вероятно, что целью «случайной атаки» должен был стать маршал Родион Малиновский, который в то время был командующим войсками Дальневосточного военного округа и мог лететь на том Ил-12. Но, вероятнее всего, это была явная демонстрация силы. Элемент давления, которое постоянно на нас оказывали и оказывают наши «партнеры».
Чтобы было понятно, что «ошибки» в навигации американских самолетов были системой, а не единичным случаем, просто напомним несколько фактов с советских дальневосточных рубежей. Самолеты ВВС США начали «ошибаться» в мае 1945 года, нарушая границы СССР. Тогда зенитная артиллерия Тихоокеанского флота обстреляла в районе Камчатки два американских В-24. Спустя два месяца подобная ситуация произошла с ещё одним самолетом ВВС США, причем в том же районе. Дата начала провокаций не случайна — нацистская Германия разбита, Вторая мировая война идет к своему завершению. Начинается борьба за расстановку сил и новый мировой порядок, где, по планам Запада, нам должна быть уготована роль второго или третьего плана. А значит — начинается давление, провокации идут чередом.
В августе 1945 года в районе острова Камень Гаврюшкин американские самолеты обстреляли два наших пограничных катера, якобы приняв их за японские. В итоге были убиты восемь и ранены 14 советских солдат. Всего за период с мая по сентябрь 1945 года было зафиксировано 27 случаев нарушений, в которых участвовало 86 самолетов В-24 и В-25.
Дальше началась холодная война, затем — война в Корее, и провокаций стало ещё больше. 4 сентября 1950 года неопознанный эсминец подошел на близкое расстояние к нашей морской базе в порту Дальний (Далянь) в Китае, который использовался нашим флотом по договору. Для наблюдения в воздух был поднят экипаж советского самолета-разведчика в сопровождении двух истребителей. При подходе к цели на наши самолеты неожиданно обрушилось сразу 11 американских истребителей. Самолет-разведчик был сбит, а три члена его экипажа погибли.
Самая же вопиющая «случайность» в исполнении американцев в период сталинского руководства произошла 7 октября 1950 года. В этот день два американских истребителя атаковали территорию СССР в 100 километрах от советско-корейской границы! Два американских реактивных самолета на бреющем полете прошли над нашим аэродромом «Сухая речка» авиации Тихоокеанского флота, расстреливая стоящие самолеты из бортового оружия. Сделали два захода. Шесть советских самолетов оказались повреждены, один сгорел, о числе потерь среди 821-го авиаполка нет никаких сведений.
Как вы уже догадались, причиной атаки ВВС США на территорию СССР назвали «навигационную ошибку». Что сделал в ответ Иосиф Сталин? Может быть, начал войну с США? Нет, Сталин войны не начал. Сталин сделал выводы. На наши аэродромы перебросили новейшие реактивные МиГи, и больше летчики США над территорией СССР «не ошибались».
Что же касается нашего транспортного Ил-12, сбитого «по ошибке» американцами в Китае, то это случилось уже после смерти Сталина. СССР потребовал извинений и компенсации в размере 7 445 800 рублей (по тогдашнему курсу это 1 861 450$). Сюда вошла стоимость самолета, выплаты семьям погибших пассажиров и членов экипажа, пенсии несовершеннолетним детям и престарелым родителям погибших, расходы, связанные с похоронами и перевозкой останков погибших, возмещение стоимости личного имущества погибших.
Советское возмездие
Пока дипломаты требовали компенсаций, советские военные лётчики жаждали, чтобы американцы ответили за гибель их сослуживцев. Вполне справедливое желание.
Естественно, как бывает в таких ситуациях, — всем было глубоко фиолетово, что потенциальные жертвы возмездия не имеют ни малейшего отношения к непосредственному виновнику трагедии, капитану Парру.
Спустя два дня, ранним утром 29 июля 1953-го, в 130 милях от Находки показался американский разведывательный самолёт RB-50 — глубоко модернизированный вариант бомбардировщика B-29 со шпионским оборудованием вместо бомб. Американец шёл курсом на Владивосток. По уважительной причине — снимал «портреты» ведущих его советских РЛС (авиационные радиолокационные станции).
На перехват поднялась пара МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского из состава 88-го гвардейского истребительного авиаполка Тихоокеанского флота.
После того как американец отказался выполнить требования наших истребителей по смене курса и даже обстрелял их, МиГи дружно дали по RB-50 очередями 23-мм и 37-мм снарядов. У американца оторвало крыло и он со всем содержимым рухнул в океан. Останки бомбардировщика ВВС США «РБ-50» и тела 13 членов экипажа так и остались лежать на дне залива Петра Великого в 55км к юго-востоку от острова Аскольд.
Ну, а Рыбаков и Яблоновский за успешный перехват нарушителя получили ордена Красного знамени.
Извинений и компенсаций от США Москва так и не дождалась. Американская сторона заявила, что бомбардировщик RВ-50 воздушного пространства Советского Союза не нарушал и был уничтожен русскими в качестве мести за инцидент с Ил-12 над Китаем.
Сегодня уничтожение американцами нашего самолета летом 1953 года, как и другие многочисленные факты провокаций со стороны Запада, совершенно забыты. Никто о них не вспоминает, что является подлостью по отношению к погибшим на борту Ил-12 офицерам и сержантам и глупостью по отношению к живущим.
Ведь если мы забудем, что делали в отношении нас и нашей страны раньше, то значит, это может повториться вновь и вновь.
…в Жариковском сквере Владивостока в память о трагедии был сооружен обелиск. На нем высечены имена погибших.
Поклонитесь памяти этих воинов России…
Владимир АРТЕМЬЕВ