27 июля 2022

О Денисе Давыдове

27 (по нов. ст.) июля 1784 года родился Денис Давыдов – будущий герой Отечественной войны 1812 года; прославленный поэт и первый партизан. …Надо сказать – насчёт качества его стихов некоторые высказывают сомнения – хотя А. С. наш Пушкин называл гусара своим литературным наставником.




…И уж нам совершенно точно известно, что по-настоящему первым партизаном (если это слово вообще применимо к диверсионной группе)… так вот – первым (за месяц с лишним до Дениса Васильевича) станет Фердинанд Винценгероде… Как раз под его начало, в конце концов, и попадёт наш самолюбивый гусар – причём, не поладит с бароном… отчего тому впоследствии и достанется в мемуарах Давыдова… К слову – многие моменты его биографии мы воспроизводим именно по этому источнику… ну, ладно…

…Отец Дениса был бригадиром Полтавского легкоконного полка – и мальчугану в девятилетнем возрасте посчастливится встретиться с самим Суворовым… причём тот заметит: «Это будет военный человек; я не умру, а он уже три сражения выиграет! А этот… пойдет по гражданской службе». (Последнее – про младшего брата… к слову, предсказателем Александр  Васильевич окажется никаким: Денис по-настоящему больших побед так и не одержит, а Евдоким, не найдя себя в Иностранной коллегии, всю жизнь прослужит в армии – причём, под Аустерлицем будет семь раз ранен, останется лежать на поле боя, попадёт в плен – и удостоится внимания самого Наполеона. Что касается отца, Василия Давыдова, то его вскоре уволят из-за стотысячной растраты в полковой казне… Вроде бы – бригадир пострадал невинно – однако, сыновья смогут рассчитаться только после 1812 года – когда, по совокупности заслуг, казна спишет им все долги).

…Невзирая на этот поворот, семейство, во-первых, перебирается в только что купленную деревушку с тогда ещё никому не известным названием Бородино; а во-вторых – в 1801-м Денис начинает службу в Кавалергардском полку. (Поначалу его не брали – будущий герой не вышел ростом!) Тем не менее, в ближайшие годы Давыдов вполне осваивается, получает несколько повышений – и обнаруживает в себе поэтический дар… который, в духе времени, тратит на «сочинение  возмутительных стихов»… (А как ещё назвать басню, в которой император Александр Павлович предстаёт «глухим тетеревом»?..)  Таким образом – вскоре гвардейский поручик оказывается ротмистром Белорусского гусарского полка…



…но неунывающему Давыдову здесь очень понравится!.. Правда, имелся существенный минус – поначалу он не попадёт на войну с Наполеоном…  (Может, и к лучшему – учитывая упомянутый Аустерлиц). Тем не менее, Денис (уже поручик Лейб-гвардии гусарского полка) вламывается среди ночи к только что назначенному командующему, Каменскому – умоляя «служить на войне»!.. С перепугу престарелый фельдмаршал согласится – однако уже наутро даст отказ… Тем не менее, история этого «наезднического наскока», что называется, «попадёт в топ» – и фрейлина Нарышкина, в дом которой гусар был вхож, согласится за него похлопотать… (Мария Антоновна на протяжении полутора десятилетий была, фактически, второй женой императора Александра – Давыдова назначают адъютантом к Багратиону…)

…который встретит вновь прибывшего неласково: в своё время неугомонный поэт умудрился пошутить о размерах княжеского носа… Давыдов выкрутится: мол, всё от зависти – у меня-то носа, почитай, вообще нет… Багратион смягчится… рассказывают, что с тех пор на доклад:  «Неприятель на носу!» – князь неизменно отвечал: «На чьём? Ежели на Денисовом, так близко; а коли на моем, так успеем ещё отобедать». Одним словом, они поладят – Давыдов успеет отличиться в войнах Третьей коалиции (князь даже отправит его вместо себя в Тильзит); будет с Багратионом в Дунайской армии – и, наконец, спустя годы, за пять дней до Бородина, явится к своему командиру с предложением возглавить «летучий отряд» – и получит под  начало пятьдесят гусар и восемьдесят казаков…

…Подвиги Давыдова в 1812-м хорошо известны – потому ограничимся одним характерным эпизодом… Едва выехав на первую операцию, новоявленные партизаны едва не будут перебиты из засады – несведущие в экипировке мужики примут их за супостатов!.. (Вдобавок, офицеры привычно общались по-французски). После этого Денис «…надел мужицкий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена Святой Анны повесил образ святого Николая и заговорил… языком народным».

.

..За короткий срок он станет настоящей звездой – однако, война выкатывается за пределы России… партизанской вольнице приходит конец – а у Давыдова начинаются традиционные трения с начальством. Его то назначают командовать драгунами (которых бравый гусар почитал «пехотой на лошадях») – то конными егерями (тем не полагалось носить усы… Денис пожалуется императору, и Александр оставит его в гусарах). В довершение всего – из-за канцелярской неразберихи он едва не лишится присвоенного, было, генерал-майорского чина. (Звание вернут через пару лет – а после Польского восстания 1830–1831 гг. он получит генерал-лейтенанта; вообще, эта кампания принесёт нашему герою больше всего наград… До неё, в 1827-м, Давыдов отправится к своему кузену, Ермолову, на войну с персами – но, не особо усердствуя, вскоре испросит отпуск…)

P.S. …Для этого имелись причины – в конце концов, после, как минимум, трёх драматических неудач в личной жизни, наш герой женится… и остепенится. («15-я кампания не 15-й вальс или котильон! Пора! Пора на печку!») Увы – после упомянутой Польской кампании Денис влюбится в племянницу сослуживца… девушка была вдвое моложе – но пылкий роман продлится три года, после чего стареющий гусар вернётся в семью… Впрочем, это – совсем другая история.