В период Первой мировой войны подводные лодки были самым молодым видом боевых судов для всех воюющих флотов. Так как тактика и стратегия применения этих кораблей еще не были отработаны, командование всех флотов мира относилось к подлодкам, как к непонятным игрушкам, которые вряд ли можно эффективно использовать в бою. Тем неожиданней стал внезапный успех германской подводной лодки U-9, потопившей 22.09.1914 в одной атаке сразу три британских броненосных крейсера. Это вызвало шок у моряков всего мира, и за один день подлодки превратились из «гадких утят флота» в ту силу, которая оказала огромное влияние на весь ход войны на море.
Отношение к подводным лодкам как к «экспериментальным кораблям» было типичным и для командования Балтийским флотом. На начало войны Балтфлот располагал 11 подводными лодками (подлодка «Сиг», которую часто считают 12-й, за две недели до начала войны была списана из состава флота, а в 1915 ее затопили на фарватере Либавы, чтобы закупорить вход в порт). Но и из этого числа подлодок большинство относилось или к устаревшим проектам (типы «Белуга» и «Касатка»), или отличались настолько плохим качеством постройки, что их боевые возможности находились под вопросом (лодки типа «Кайман»). Фактическую боевую ценность представляли только две подводные лодки («Минога» и «Акула»); однако и они к началу войны из-за активной учебно-тренировочной эксплуатации оказались изношенными и нуждались в ремонте. Поэтому в 1914 подлодки Балтфлота фактически не участвовали в войне, занимаясь или ремонтом, или подготовкой экипажей для новых лодок типа «Барс», поспешно строившихся на Петроградских судоверфях. Всего за время Первой мировой войны в состав Балтфлота вступило 15 подлодок этого типа и еще одна, по ходу строительства переделанная в подводный минный заградитель. Кроме того, осенью 1916 Балтийский флот пополнился еще пятью лодками американского производства (тип «АГ»), доставленными во Владивосток, а затем по железной дороге – в Петроград. Так же по ж/д на Балтику с Черного моря перебросили 1 лодку устаревшего типа («Сом»).
Таким образом, за время войны в Балтийском подплаве числились 33 подводные лодки, из которых боевую ценность представляли только 23 корабля. В целом балтийские подлодки действовали довольно активно (только за 1915 г они выпустили по противнику 50 торпед), но совершенно неумело. Их боевая результативность за войну составила всего 5 потопленных и 3 захваченных вражеских судна. При этом в боевых походах по разным причинам было потеряно 6 подлодок.
Подводные лодки типа «Белуга» (3+1 единицы)
«Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» (+ в 1915 г. «Сом»)
«Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» (+ в 1915 г. «Сом»)
Водоизмещение: надводное 105 т, подводное 124 т. Размеры 20.4x3,5x3 м. Бензиновый двигатель 160 л.с., электромотор 60 л.с. Скорость: надводная 9 узлов, подводная 4,5 узлов. Вооружение: 1х450 мм торпедный носовой аппарат. Экипаж 22 человека.
Эти однокорпусные безотсечные лодки были построены на Невском заводе по чертежам американской подлодки «Фултон» и вступили в строй в 1906 г. К мировой войне они морально устарели и уже не имели боевого значения. С начала войны находились в Ревеле на долговременном хранении, где были захвачены немцами в 1918 г.; в 1919 г вывезены в Германию для разборки на металл. В июле 1915 подлодка того же типа «Сом» была перевезена с Черного моря по ж/д на Балтику, и занималась патрулированием; но 10.05.1916, находясь в подводном положении, она столкнулась со шведским пароходом и погибла.
Подводные лодки типа «Касатка» (2 + 2 единицы)
«Окунь», «Макрель» (+ в 1916 г. «Касатка», «Граф Шереметьев»)
«Окунь», «Макрель» (+ в 1916 г. «Касатка», «Граф Шереметьев»)
Водоизмещение: надводное 151 т, подводное 182 т. Размеры 33,5x3,7x3,3 м. Дизель 120 л.с., электродвигатель 100 л.с. Скорость: надводная 9 узлов, подводная 5 узлов. Вооружение: 4 рамочных торпедных аппарата Джевецкого, 2 мины. Экипаж 24 чел.
Лодки типа «Касатка» были спроектированы И.Г. Бубновым; всего на Балтийском заводе в 1904 – 1905 гг. было построено 6 таких лодок. Корабли представляли собой однокорпусные безотсечные подлодки; по проекту в качестве двигателей надводного хода они оснащались тремя бензиновыми моторами. Первые четыре лодки в 1905 г были отправлены на Дальний Восток, где приняли участие в русско-японской войне. А «Окунь» и «Макрель» из-за отсутствия моторов вошли в состав Балтийского флота лишь в 1908 г, когда получили вместо так и не доставшихся им бензиновых двигателей дизели, работавшие с электромоторами на один вал.
В годы мировой войны «Окунь» и «Макрель» действовали на коммуникациях противника в Ботническом заливе. В начале 1916 к ним присоединились переброшенные по железной дороге на Балтику с Тихого океана лодки «Касатка» и «Граф Шереметьев» этого же типа (оснащенные не дизелями, а ненадежными бензиновыми моторами).
Подводная лодка «Окунь»
В ночь 21/22.05.1915 Лодка «Окунь» провела торпедную атаку на отряд из трёх немецких броненосных крейсеров, шедших с миноносцами охранения. Пройдя под охранением, ориентируясь только по шуму винтов, лодка подвсплыла под перископ и дала залп из всех четырех торпедных аппаратов. Уходя после атаки на глубину, «Окунь» подвергся таранному удару вражеского миноносца, погнувшему лодке перископ. И, хотя торпедных попаданий по немцам не было, противник отказался от прорыва в Рижский залив и вернулся на базу. В походе 14—16.06.1915 «Окунь» вновь атаковал тремя торпедами немецкий крейсер «Бремен». Залп опять оказался безуспешен, но немец поспешно ретировался.
В августе 1917 лодка «Граф Шереметев» сменила свое «монархическое» название на «Кета». В ноябре 1917 все лодки этого типа вошли в состав советского флота. В 1918 г. лодки «Окунь», «Касатка» и «Макрель» были отправлены по железной дороге на Каспийское море, где они участвовали в боях с белогвардейцами и английскими интервентами. После Гражданской войны все корабли этого типа находились в порту на долговременном хранении, а в 1925 г были разобраны на металл.
Подводные лодки типа «Кайман» (4 единицы)
«Кайман», «Аллигатор», «Крокодил», «Дракон»
«Кайман», «Аллигатор», «Крокодил», «Дракон»
Водоизмещение: надводное 409т, подводное 482 т. Размеры 40,8x4,3x5 м. 4 бензиновых мотора общей мощностью 1200 л.с., электродвигатель 200 л.с. Скорость: надводная 9 узлов, подводная 5 узлов. Вооружение: 4х450-мм трубчатых торпедных аппарата (2 нос + 2 корма), 1х47-мм орудие. Экипаж 33 чел.
Построены в Петербурге по проекту американского инженера Лэка; все лодки вступили в строй в 1909 г. Отличались низким качеством постройки и плохими боевыми возможностями. Поэтому участвовали в боевых походах только в 1915 г. («Дракон» - 18 походов, «Кайман» и «Аллигатор» - по 12, «Крокодил» - 4). Тем не менее, в том году эти лодки оказались самыми результативными: «Аллигатор» и «Кайман» захватили и привели в русские порты 3 вражеских транспортных судна.
Подлодка «Кайман», захватившая в 1915 году 2 вражеских транспорта
В 1916 из-за аварийного состояния лодки сданы в Ревельский порт на долговременное хранение; там они и были захвачены немцами, а в 1919 вывезены в Германию для разборки на металл (за исключением лодки «Аллигатор»). «Аллигатор» простоял в Петроградском порту до 1924 г., а затем его сдали на слом.
Подводная лодка «Минога»
Водоизмещение: надводное 123 т, подводное 144 т. Размеры 32,6х2,8х2,7 м. Дизели 2 по 240 л.с., электродвигатель 70 л.с. Скорость: надводная 11 узлов, подводная 5,5 узлов. Вооружение: 2х450-мм трубчатых носовых торпедных аппарата, 1х 37-мм пушка. Экипаж 22 чел.
«Минога», построенная на Балтийском заводе в 1909 г. - первая в мире подлодка с дизелями для надводного движения. Представляла собой однокорпусной безотсечный корабль прибрежного действия. «Минога» имела хорошие для своего времени скорость и вооружение, но плохую мореходность; к тому же она была сложна в управлении в подводном положении. Зимой 1914-1915 гг. «Минога» находилась в ремонте, а осенью 1917 встала на капитальный ремонт. В 1918 «Миногу» перевезли по железной дороге на Волгу, и по реке она перешла на Каспий - для участия в Гражданской войне. В 1925 сдана на слом.
Подводная лодка «Акула»
Водоизмещение: надводное 370 т, подводное 475 т. Размеры 56.1x3.7x3.3 м. Дизели 3 по 300 л.с., электродвигатель 300 л.с. Скорость: надводная 16 узлов, подводная 7 узлов. Вооружение: 2 носовых + 2 кормовых трубчатых торпедных аппарата + 4 палубных ТА Джевецкого, 4 мины, 1х47-мм пушка, 2 пулемета. Экипаж 34 чел.
Лодка «Акула», вступившая в строй в 1911 г., представляла собой развитие подлодки «Минога». С учетом недостатков прототипа «Акулу» сделали высокоавтономным, мореходным кораблем; однако ее однокорпусная безотсечная конструкция сильно снижала боевую живучесть.
В начале мировой войны «Акула» оказалась одной из немногих подлодок Балтфлота, способных действовать у вражеского побережья. Осенью 1915 г. лодку оборудовали устройством для хранения и постановки мин. При этом ухудшилась остойчивость корабля - мины располагались слишком высоко, на палубе надстройки. Возможно, это и стало причиной гибели «Акулы» в ноябре 1915 г. при следовании на минную постановку: предположительно, она перевернулась во время шторма.
Подводные лодки типа «Барс» (15 единиц)
В 1915 году вступили в строй: «Барс», «Гепард», «Вепрь»
В 1916 году вступили в строй: «Тигр», «Волк», «Львица», «Пантера», «Рысь», «Кугуар», «Единорог», «Леопард»
В 1917 году вступили в строй: «Змея», «Угорь», «Тур», «Ягуар»
Лодка «Язь» спущена на воду в 1916 году, но так и не достроена
В 1915 году вступили в строй: «Барс», «Гепард», «Вепрь»
В 1916 году вступили в строй: «Тигр», «Волк», «Львица», «Пантера», «Рысь», «Кугуар», «Единорог», «Леопард»
В 1917 году вступили в строй: «Змея», «Угорь», «Тур», «Ягуар»
Лодка «Язь» спущена на воду в 1916 году, но так и не достроена
ПРОЕКТНЫЕ ДАННЫЕ: Водоизмещение: надводное 670 т, подводное 780 т. Размеры 67,9x4.5x4,1 м. Дизели 2 по 1.320 л.с.; электромоторы 2 по 450 л.с. Скорость: надводная 18 узлов, подводная 8,6 узлов. Вооружение:2 носовых + 2 кормовых трубчатых торпедных аппарата + 8 палубных ТА Джевецкого; 1х 57-мм и 1х37-мм орудия. Экипаж 34 человека.
Однокорпусные безотсечные подлодки типа «Барс» являлись развитием проекта лодки «Акула». Предполагалось оснастить все подлодки этого типа двумя дизелями по 1.320 л.с. (скорость была бы до 18 узлов). Однако из-за срыва заказа производителем пришлось использовать имевшиеся в наличии двигатели различной мощности, что отрицательно сказалось на скоростных данных лодок. На «Барсе», «Гепарде», «Вепре», «Тигре», «Волке», «Львице», «Пантере», «Рыси», Леопарде», «Ягуаре» и «Туре» стояли дизели мощность всего по 250 л.с.; на «Язе», «Единороге» и «Угре» - по 420 л.с. Лишь последние «Кугуар» и «Змея» получили полагавшиеся по проекту дизели по 1.320 л.с. Соответственно, из-за разной мощности дизелей надводная скорость разных лодок колебалась от 9,7 до 16,7 узла (вместо проектных 18 узлов). Подводная скорость была более стабильна благодаря одинаковым электромоторам, соответствовавшим проекту.
Кроме того, лодки отличались между собой артиллерийским вооружением. «Угорь», «Тур», «Ягуар», «Барс», «Гепард» имели проектные 1х57-мм, 1х37-мм пушки, и 1 пулемет. А вот «Вепрь», «Волк», «Единорог», «Тигр» и «Львица» получили по 2х57-мм и 1х37-мм пушке. «Пантера», «Леопард» и «Рысь» вооружились каждая 1х75-мм и 1х57-мм пушками.
Самая результативная подлодка Балтфлота «Волк»
По мере вступления в строй эти корабли формировали первые дивизионы в бригаде подводных лодок. Они действовали в основном на коммуникациях у портов и баз противника. В ходе боевых действий погибли «Барс» (май 1917), «Львица» (июнь 1917), «Гепард» (октябрь 1917) и «Единорог» (февраль 1918). Самой результативной балтийской подлодкой стала лодка «Волк» потопившая в мае-июне 1916 г. 4 германских транспортных судна общей грузоподъемностью 14.600 брт. В гражданскую войну большого успеха добилась подлодка «Пантера», которая 31.08.1919 торпедировала и потопила у острова Сескар английский эсминец «Виттория».
После окончания гражданской войны в начале 20-х годов из-за непригодности к дальнейшей эксплуатации были списаны и разобраны на металл «Кугуар», «Вепрь», «Угорь» и «Язь» («Язь» спустили на воду еще в 1916, но так и не достроили из-за отсутствия двигателей). В 1922 — 1923 оставшиеся в строю РККФ «Тигр», «Волк», «Пантера», «Рысь», «Леопард», «Змея», «Тур» и «Ягуар» переименовали соответственно в «Коммунар», «Батрак», «Комиссар», «Большевик», «Красноармеец», «Пролетарий», «Товарищ» и «Краснофлотец». Но в течение 30-х годов большинство этих устаревших и обветшавших лодок были списаны и разобраны на металл. Дольше всех в строю продержалась подлока «Комиссар» (бывшая «Пантера»), служившая в качестве учебного корабля до начала 50-х годов; но и ее пустили на слом в 1955 году.
Подводные минные заградители типа «Ёрш»
«Ёрш» - в строй в декабре 1917 г.; «Форель» - не достроена
«Ёрш» - в строй в декабре 1917 г.; «Форель» - не достроена
Водоизмещение: надводное 665 т, подводное 750 т. Размеры 67,9x4,5x4,3 м. Два дизеля общей мощностью 840 л.с., два электромотора общей мощностью 900 л.с. Скорость: надводная 10,8 узлов, подводная 7,5 узлов. Вооружение:1х57-мм и 1х37-мм пушки, 1 пулемет, 2х450-мм трубчатых торпедных аппарата, 2 решетчатых торпедных аппарата Джевецкого, 42 мины заграждения.
Эти однокорпусные, безотсечные корабли строились на Балтийском заводе (заказаны в числе 18 лодок типа «Барс»). Исходя из опыта боевого использования черноморского заградителя «Краб», в ходе постройки «Ёрш» и «Форель» были переоборудованы в минные заградители. Они отличались от прототипа наличием минных труб большего объема и отсутствием кормовых решетчатых и трубчатых торпедных аппаратов. Лодка «Ёрш» затонула 22.05.1931 после столкновения с лодкой «Красноармеец»; в 1933 г. была поднята и сдана на слом. «Форель» не достроили из-за отсутствия двигателей надводного хода. Она простояла в порту вплоть до 1951 г.
Подводные лодки типа АГ (5 единиц)
АГ-11, АГ-12, АГ-13 (переименована в АГ-16), АГ-14, АГ-15
АГ-11, АГ-12, АГ-13 (переименована в АГ-16), АГ-14, АГ-15
Водоизмещение: надводное 355 т, подводное 434 т. Размеры 46x4,9x3,8 м. Два дизеля общей мощностью 480 л.с., два электромотора общей мощностью 320 л.с. Скорость: надводная 13 узлов, подводная 9 узлов. Вооружение:4х450-мм трубчатых торпедных аппарата. Экипаж 24 человека.
Лодки типа «Американский Голланд» были изготовлены в США по заказу Великобритании, но перекуплены Россией. В виде отдельных секций перевезены на судах во Владивосток, а затем по железной дороге — в Петроград. Собирались на Балтийском заводе; все вступили в строй в 1916 году. Представляли собой однокорпусные, пятиотсечные подлодки с устройством для работы дизелей в позиционном положении. Эти корабли стали единственными многоотсечными подлодками Балтфлота (все остальные лодки вообще не делились на отсеки), что и определило их высокую боевую живучесть.
Лодки типа «АГ» по своим боевым и эксплуатационным качествам оказались лучшими во всем российском подводном флоте. Они использовались в основном в дальних рейдах - на подходах к портам и базам противника. АГ-13 в июне 1917 переименована в АГ-16 (из-за «несчастливого» номера?). В сентябре 1917 г. по неизвестной причине в районе Либавы погибла АГ-14. Остальные корабли были подорваны и затоплены экипажами в апреле 1918 в Гельсингфорсе - во избежание захвата германскими войсками.