Номерные миноносцы Балтийского флота
Миноносцы – класс кораблей небольшого водоизмещения, имевших на вооружении от 1 до 3 однотрубных торпедных аппарата (торпеды в дореволюционной России называли «самодвижущимися минами», что и породило название этого типа кораблей). Созданные еще в 19-м веке для борьбы с первыми броненосными кораблями, они в большинстве своем даже не имели названий, а лишь номера. Из-за своих малых размеров и низкой автономности к началу Первой мировой войны эти кораблики уже безнадежно устарели, и потому еще перед войной их стали переоборудовать во вспомогательные: в тральщики, сторожевые, посыльные и патрульные суда. Как торпедные они в войне не использовались. Так что рассказывать о миноносцах как о боевом классе флота здесь просто не имеет смысла.
Эсминцы Балтийского флота
Эскадренные миноносцы (сокращенно - эсминцы) фактически являлись развитием класса миноносцев - путем значительного увеличения водоизмещения. Они обладали гораздо лучшей мореходностью и были способны действовать уже не только в прибрежной зоне, но и в составе эскадры в океанах (что и породило их определение как «эскадренные»). В Великобритании такой класс кораблей получил название «destroyer» («истребитель»), что отображало его назначение: перехват и уничтожение вражеских миноносцев, приближающихся к эскадре. Для успешного выполнения этой задачи эсминцы получили более крупнокалиберные пушки и пулеметы (при практически том же количестве торпедных аппаратов, что и на малых миноносцах).
Однако к началу Первой мировой войны основным назначением эсминцев стала уже торпедная атака основных сил флота противника, особенно линейных кораблей. Такие задачи потребовали увеличения скоростных данных эсминцев и усиления их вооружения. В результате на свет появился еще более крупный тип эсминца с большим количеством торпедных аппаратов, способный дать одновременный залп в 8-9 торпед, и с паротурбинной двигательной установкой, работавшей не на угле, а на нефти. Из-за этого новые корабли неофициально прозвали «нефтяниками» (но о «нефтяниках» будет отдельная статья).
К началу боевых действий в составе Балтийского флота находились 50 эскадренных миноносцев, из них только один принадлежал к новому типу кораблей с нефтяным двигателем и усиленным вооружением, остальные 49 были устаревшими «угольщиками». Из устаревших эсминцев в рейдах Первой мировой войны погибли 8 (2 из них затонули в шторм); еще 1 эсминец старого типа был потоплен англичанами во время Гражданской войны.
Эсминцы типа «Буйный»
«Громящий» и «Видный» - оба в строй в 1905 г.
«Громящий» и «Видный» - оба в строй в 1905 г.
Водоизмещение: нормальное 420 т, полное 510-520 т. Размеры: 64x6.4x2.8 м. Двигатель – паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение: 2-75 мм, 6 пулеметов, 2 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 16 мин заграждения. Экипаж 68 - 70 чел.
Оба корабля были заказаны еще до Русско-японской войны по программе «Для нужд Дальнего Востока» и относились к типу «Буйный» - укрупненному и несколько видоизмененному варианту миноносцев типа «Сокол». К началу Первой мировой войны они совершенно устарели; тем не менее, входили в состав сил обороны Рижского залива, занимались эскортной службой и обеспечи¬вали минные постановки. В 1925 г. были исключены из списков флота.
Эсминцы типа «Деятельный»
8 единиц: «Сильный», «Сторожевой», «Стройный», «Разящий», «Расторопный», «Дельный», «Деятельный», «Достойный» - все вступили в строй в 1907-1908 гг.
8 единиц: «Сильный», «Сторожевой», «Стройный», «Разящий», «Расторопный», «Дельный», «Деятельный», «Достойный» - все вступили в строй в 1907-1908 гг.
Водоизмещение: нормальное 382 т, полное 475 т. Размеры: 64x6,4x2.6 м. Двигатель – паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение: 2-75 мм, 6 пулеметов, 2 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения. Экипаж 67 чел
Корабли этой серии тоже являлись развитием миноносцев типа «Сокол». В отличие от прототипа имели более совершенные котлы с пониженным центром тяжести, увеличенную высоту ходового мостика и более удачную систему вентиляции котельного отделения. К 1914 году так же считались безнадежно устаревшими, но на протяжении всей Первой мировой войны они входили в состав сил обороны Рижского залива, эскортировали торговые суда, занимались минными постановками. 15.08.1917 при уклонении от атак германской авиации в Рижском заливе «Стройный» выскочил на мель; при повторном налете он был разрушен и затонул. В 1918 г. все эти корабли вывели в резерв. В 1919 г. их, за исключением эсминцев «Сильный» и «Разящий», отправили по Волге в Астрахань (размеры и тоннаж этих кораблей позволял им пройти по реке). Эсминцы принимали участие в боях с белогвардейцами на Каспийском море. К 1925 г. все были разоружены и сданы на слом.
Эсминцы типа «Лейтенант Бураков»
11 единиц: «Лейтенант Бураков», «Меткий», «Молодецкий», «Мощный», «Искусный», «Исполнительный», «Крепкий», «Легкий», «Ловкий», «Летучий», «Лихой» - все вступили в строй в 1906 году.
11 единиц: «Лейтенант Бураков», «Меткий», «Молодецкий», «Мощный», «Искусный», «Исполнительный», «Крепкий», «Легкий», «Ловкий», «Летучий», «Лихой» - все вступили в строй в 1906 году.
Водоизмещение: нормальное 402 т, полное 492 т. Размеры: 56.4x6,1x3.5 м. Двигатель – паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение: 2-75 мм, 6 пулеметов, 2 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 10 мин заграждения. Экипаж 67 чел.
Эти корабли были подобны миноносцам типа «Осетр», построенным во Франции в 1900 - 1902 гг. Их особенностью было наличие минных рельсов, положенных на навесную палубу, что довело остойчивость кораблей до опасных пределов. В годы Первой мировой войны эти эсминцы использовались для минных постановок на центральной минной позиции и для эскортной службы. «Лейтенант Бураков» 30.07.1917 подорвался на мине и затонул в районе Ледзунда. «Летучий» и «Исполнительный», следуя 29.11.1914 на минную постановку, попали в шторм, опрокинулись и затонули. Остальные корабли в 1918 г. были сданы и порт на долго¬временное хранение и до 1925 г. исключены из списков флота
Эсминцы типа «Инженер-механик Зверев»
8 единиц: «Инженер-механик Зверев», «Инженер-механик Дмитриев», «Выносливый», «Внимательный», «Бдительный», «Внушительный», «Бурный», «Боевой» - все вступили в строй в 1906 г.
8 единиц: «Инженер-механик Зверев», «Инженер-механик Дмитриев», «Выносливый», «Внимательный», «Бдительный», «Внушительный», «Бурный», «Боевой» - все вступили в строй в 1906 г.
Водоизмещение: нормальное 450 т, полное 540 т. Размеры: 63.6x7x3 м. Двигатель – паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 27 узлов. Вооружение: 2-75 мм, 6 пулеметов, 3 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата. Экипаж 70 чел.
По конструкции повторяли миноносцы типа »Кит», построенные в 1898 - 1901 гг. Всего заказано 10 единиц, первоначально предназначавшихся для Дальнего Востока. Но после окончания Русско-японской войны во Владивосток по железной дороге отправили только 2 корабля, остальные 8 оставили на Балтике. Хотя к началу Первой мировой войны эти эсминцы считались уже морально устаревшими кораблями, их привлекали к набеговым операциям в Ботническом заливе. «Внушительный» и «Бдительный» в 1916 г захватили 2 шведских парохода с контрабандой и привели их в Гельсингфорс. «Бдительный» 14.11.1917 г. в Ботническом заливе подорвался на немецкой мине и затонул. Остальные корабли после окончания Гражданской войны использовались в качестве тральщиков, а в середине 20-х — начале 30-х годов их сдали на слом. Один лишь «Внушительный», переименованный в 1925 г. в «Мартынов», служил сторожевым и посыльным судном вплоть до 1940 г
Эсминцы типа «Финн»
4 единицы: «Финн», «Доброволец», «Москвитянин», «Эмир Бухарский» - все вступили в строй в 1905-1906 гг.
4 единицы: «Финн», «Доброволец», «Москвитянин», «Эмир Бухарский» - все вступили в строй в 1905-1906 гг.
Водоизмещение: нормальное 660 т, полное 720 т. Размеры: 72,5x8,2x3 м. Двигатель – паровой, на угле (6.500 л.с.). Скорость 25 узлов. Вооружение: 2-102 мм, 1-37 мм зенитное орудие, 4 пулемета, 3 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 20 мин заграждения. Экипаж 91 чел.
По конструкции «Финны» явились развитием 350-тонных эсминцев типа «Кит», но отличались увеличенными размерами корпуса и более мощными главными механизмами. В годы мировой войны участвовали в набеговых операциях на коммуникации противника и обороне Рижского залива. «Доброволец» 8.08.1916 в Ирбенском проливе подорвался на немецком минном заграждении и затонул. Остальные корабли перевели по Волге из Петрограда в Астрахань; они принимали участие в боях с англичанами и азербайджанскими националистами. «Москвитянин» 21.05.1919 затонул в Тюб-Караганском заливе после боя с английскими вспомогательными крейсерами. 10.01.1920 он был поднят белогвардейцами и включен в состав их морских сил. «Москвитянина» отбуксировали в Петровск, но отремонтировать не успели и уничтожили при отступлении. «Финн» и «Эмир Бухарский» в 1919 г. переименовали в «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов»; через 6 лет их разобрали в Баку на металл.
Эсминцы типа «Всадник»
4 единицы: «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец» - все вступили в строй в 1906-1907 гг.
0
4 единицы: «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец» - все вступили в строй в 1906-1907 гг.
0
Водоизмещение: нормальное 710 т, полное 930 т. Размеры: 72x7,4-7.5x2,7-2.9 м. Двигатель – паровой на угле (6.500 л.с.). Скорость 25 узлов. Вооружение: 2-102 мм, 1-37 мм зенитное орудие, 4 пулемета, 3 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 20 мин заграждения. Экипаж 90 чел.
Эти корабли первоначально именовались минными крейсерами. По сравнению с эсминцами типа «Охотник» (описаны ниже) имели меньшие размеры и усиленное артиллерийское вооружение. Котельные отделения были разделены водонепроницаемыми переборками, а машинные отделения располагались одно за другим. Во время мировой войны эти корабли участвовали в обороне Рижского залива, выставляли минные заграждения на коммуникациях противника. Активно использовались в Гражданской войне. После ее окончания находились в порту на хранении. В 1922 г. «Уссуриец» переименован в «Рошаль», «Амурец» — в «Железняков». - Всадник» — в «Сладков». В конце 20-х г. все были разобраны на металл - кроме «Железнякова», который служил посыльным судном, а затем плавказармой.
Эсминцы типа «Украина»
8 единиц: «Туркменец-Ставропольский», «Украина», «Стерегущий», «Страшный»,
«Донской казак», «Забайкалец», «Казанец», «Войсковой» - все вступили в строй в течение 1905 – 1907 гг.
8 единиц: «Туркменец-Ставропольский», «Украина», «Стерегущий», «Страшный»,
«Донской казак», «Забайкалец», «Казанец», «Войсковой» - все вступили в строй в течение 1905 – 1907 гг.
Водоизмещение: нормальное 730 т, полное 880 т. Размеры: 73,2x7,1x3.4 м. Двигатель – паровой, на угле (6.200 л.с.). Скорость 25 узлов. Вооружение: 2-102 мм, 1-37 мм зенитное орудие, 4 пулемета, 2 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж 82 чел.
Эти корабли строились по проекту германской фирмы «Вулкан». Первона¬чально классифицировались как минные крейсера и были вооружены 75-мм и 57-мм орудиями. Имели плохие мореходные качества и небольшую автономность. В 1912 г. во время капитального ремонта их перевооружили на 2х102-мм орудия, а в 1916 г., за счет ослабления торпедного вооружения, было добавлено третье 102-мм орудие. После начала мировой войны эти эсминцы входили в состав 1-й минной дивизии. «Казанец» 15.10.1916 у острова Вормси был торпедирован германской подлодкой и затонул. Остальные корабли сравнительно благополучно прослужили до конца войны, выполняя минные постановки, неся конвойную и дозорную службу, эскортируя тяжелые корабли флота. «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак» и «Забайкалец» в 1918 г. из-за плохого технического состояния поставили на прикол, и в сере¬дине 20-х гг. исключили из состава флота. «Туркменец-Ставропольский», «Украина» и «Войсковой» по Волге перевели в Астрахань; они принимали участие в Гражданской войне на Каспийском море. Впоследствии неоднократно переименовывались; во время Великой Отечественной войны обеспечивали воинские перевозки и после ее окончания использовались как учебные корабли до 1949, а «Войсковой» - до 1958 г.
Эсминцы типа «Охотник»
4 единицы: «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратенко», «Охотник» - все вступили в строй в 1906 г.
4 единицы: «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратенко», «Охотник» - все вступили в строй в 1906 г.
Водоизмещение: нормальное 740 т, полное 840 т. Размеры: 75.2x8,2x3 м. Двигатель – паровой, на угле (7.300 л.с.). Скорость 25 узлов. Вооружение: 2-102 мм, 2 пулемета, 3 поворотных однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 21 мина заграждения. Экипаж 85 чел.
Проект корабля разработан германской фирмой «Вулкан» с учетом недостатков эсминцев типа «Украина». В частности, изменены пропорции корпуса и увеличено водоизмещение, что позволило улучшить мореходные качества и увеличить автономность. Число котлов уменьшили до четырех, и каждый из них поместили в отдельное котельное отделение. Все 4 эсминца входили в состав полудивизиона особого назначения, занимавшегося активными минными постановками у побережья противника. Кроме того, они эскортировали тяжелые корабли флота и принимали участие в обороне Рижского залива, несли дозорную службу. Во время одной из таких операций 13.09.1917 в Ирбенском проливе «Охотник» подорвался на немецкой мине и затонул. Остальные корабли (за исключением эсминца «Сибирский стрелок») после окончания Гражданской войны были сданы на слом. «Сибирский стрелок», переименованный 10.12.1926 в «Конструктор», использовался в качестве учебного корабля. В годы Великой Отечественной войны он принимал участие в боевых действиях на Ладожском озере.