«Ныне сильные соседи окружили страну; они смотрят на нас глазами тигра, нацелились, словно ястреб, на добычу, с вожделением зарятся на наши рудные богатства, на обилие производимых у нас продуктов. И если до сих пор они, подобно червям, объедали нашу землю, как акулы, глотали кусок за куском, то теперь готовы разрезать Китай, как тыкву, разделить на доли, как бобы," - писал в программе революционной организации «Синчжунхой» будущий отец китайской нации, а пока двадцативосьмилетний борец с маньчжурской монархией Сунь Ятсен.
Вся жизнь политика была посвящена борьбе за лучшее будущее для Китая, а его философско-политические воззрения до сих пор почитают в Поднебесной.Из крестьян в интеллигенцию
12 ноября 1866 году в семье простого крестьянина из прибрежной южной провинции Гуандун родился третий сын, наречённый Вэнем. С ранних лет он помогал семье в тяжёлой работе в поле и выпасе скота в перерывах между этими занятиями пытаясь освоить грамоту. Буквально за два года до рождения будущего лидера Гоминьдана в регионе отгремело Тайпинское восстание — лидер выступления, Хун Сюцюань, попытался создать на этих территориях подлинное китайское «Небесное царство великого благоденствия», свободное от чиновников маньчжурской династии и иностранных дельцов. Движение потерпело сокрушительное поражение, с его сторонниками жестоко расправлялись. Простые люди, уставшие от бюрократии и коррупции, царивших в державе Цин, относились к тайпинам с симпатией, и истории о восстании слышал и юный Вэнь.
В 10 лет будущий революционер идёт в начальную школу — семья нашла деньги на образование ребёнка благодаря старшему брату Вэня, эмигрировавшему на Гавайи и державшему вполне успешную ферму. В возрасте 12 лет Сунь Ятсен отправляется вслед за братом, который устраивает его в миссионерскую христианскую школу при английской дипломатической миссии. Однако спустя три года юношу отправили на родину — его успехи в учёбе и интерес к западной цивилизации был настолько велик, что семья стала опасаться, что молодой человек окончательно порвёт с Китаем.
Возвращение в родную деревню было недолгим: с родственниками и соседями Сунь не мог найти общего языка, а их полуязыческие верования считал досадным пережитком прошлого. Он продолжил обучение в одной из европейских школ провинции, а в 1884 году поступает в Королевский колледж в Гонконге, самом европеизированном городе материкового Китая. Здесь же спустя два года он продолжит обучение в медицинском институте, который успешно окончит в числе одних из лучших в 1892 году.
Становление революционера
Подконтрольный Великобритании Гонконг в то время был одним из центров притяжения прогрессивной китайской интеллигенции, недовольной политикой маньчжурской династии. Именно здесь Сунь Ятсен начинает свой путь на политическом поприще. Видевший воочию бедственное положение простых людей и желая, наконец, что-то поменять в родной стране, первоначально он придерживается реформистских идей. В 1894 году он пишет меморандум на имя одного из самых влиятельных сановников империи, Ли Хунчжана, в котором излагает своё видение дальнейшего развития страны. Говоря о важности материальной поддержки крестьян и вложений капитала в промышленность и транспорт, Сунь Ятсен особо выделяет проблему свободы воли, апеллируя к опыту европейских стран. Но меморандум не находит отклика у Хунчжана — он игнорирует просьбу политика о встрече и никак не реагирует на документ. С этого момента Сунь Ятсен понимает, что для достижения своих целей он должен избрать более радикальные формы борьбы.
Уже в следующем году на Гавайях вместе с единомышленниками он основывает организацию «Синчжунхой», главной целью которой было свержение династии Цин и превращение Китая в полноценную, равную европейским державам. Впрочем, на этом программа и заканчивалась — чёткого понимания того, как достичь этих пунктов, у революционеров не было. В «Синчжунхой» вступило несколько сотен человек, которые действовали в южных регионах Китая. В 1895 году заговорщики предпринимают попытку восстания в Гуанчжоу, но быстро терпят неудачу, разбитые правительственными войсками. И здесь Сунь Ятсена ждало разочарование — но уже в своих соотечественниках и эмигрантах, воспринявших идеи революционеров без энтузиазма. Было очевидно, что организации нужна было чётко выстроенная идеология.
Три принципа Сунь Ятсена
На протяжении почти десяти лет, временно прерываясь на переговоры с европейскими дипломатами для оказания организации материальной помощи, и немногочисленные попытки локальных восстаний, Сунь Ятсен создаёт свою программу, которая впоследствии сформирует почти всю политическую жизнь Китая XX века. В историю она войдёт как доктрина «трёх народных принципов».
По Сунь Ятсену, Китай сможет стать процветающей и стремительно развивающейся страной лишь при соблюдении определённых условий. Во-первых, правительство должно отстаивать принцип национализма: это отражается в отстаивании государственных интересов и освобождение страны от влияния иностранных держав. Помимо этого, полинациональный Китай, населённый целой россыпью разных народностей, благодаря государству обязан стать моноэтническим. Другой принцип — принцип народовластия. Этот пункт Сунь Ятсен оформил под влиянием западной политической мысли, значительно модернизировав классические европейские и американские идеи. Помимо провозглашения основных прав и свобод, он дополнил концепцию о разделении властей и американскую систему сдержек и противовесов, указав, что государственное устройство должно дополнится контрольной и экзаменационной ветвями.
Последний принцип касался национального благосостояния. Во многом его принципы походили на социалистические — уравнивание крестьянских хозяйств, создание сильной индустриальной экономики и командное обеспечение населения жизненно необходимыми благами. Впоследствии, уже после смерти Сунь Ятсена, сформулированная им доктрина будет в равной степени использоваться и коммунистами, и их противниками, возглавляемыми Чан Кайши: различия коснутся лишь акцентов и трактовок.
Из подполья в президенты
Одновременно с созданием идеологии, Сунь Ятсен активно ищет среди иностранцев партнёров, способных поддержать зарождающееся революционное движение. Он много времени проводит в Японии, где встречает эмигрантов-единомышленников, наблюдает за преображением некогда средневековой монархии в современное конкурентоспособное государство и даже находит политиков, согласных поддержать его инициативы. Однако вскоре становится очевидно, что Токио пытается использовать Сунь Ятсена для того, чтобы в будущем вместо слабой маньчжурской монархии получить лояльное правительство демократического Китая.
Впрочем, похожие выводы можно было сделать и в других европейских странах: в частности, во Франции и Великобритании. Париж и Лондон считали, что политика династии Цин в конце XIX века препятствует расширению их влияния, поэтому поддержка революционеров вполне входила в их планы. В 1907 году революционеры, объединённые новой организацией, созданной Сунь Ятсеном («Тунмэнхой» стал широкой коалицией недовольных империей Цин сил), попытались поднять восстание в пограничных с французским Индокитаем селениях, пользуясь поддержкой колониальной администрации, но и здесь потерпели поражение.
Казалось, что извне революция не случится. Однако императорская администрация сама создала условия для усугубления ситуации. С течением времени недовольство Пекином проникло в среду чиновников. Реформа армии, предпринятая в конце XIX века, подточила лояльности силовиков империи. В 1911 году в стране вспыхнула целая цепочка восстаний, которая выльется в Синьхайскую революцию. Пользуясь поддержкой европейских держав и стремясь обуздать набравшую силу революционную волну премьер-министром становится генерал Юань Шикай. Империя стремительно расползалась, сепаратистские выступления в разных провинциях буквально захлестнули страну. В этих условиях в Пекине провозгласили создание Китайской республики, на должность временного президента которой был приглашён Сунь Ятсен как наиболее авторитетный политик среди эмигрантов. Он основывает партию «Гоминьдан», которая объединила про-республиканские силы — она сразу получает большинство в национальной ассамблее.
Однако революционер не смог добиться лояльности военных, мнение которых выражал Юань Шикай, игнорировавший парламент. Уже в 1912 году Сунь Ятсен был вынужден уйти в отставку, а генерал принял отречение императора Пу И и с помощью лояльных сил временно восстановил единство страны. С течением времени стало очевидно, что Шикай сам хочет стать новым императором: и в 1913 году Ятсен пишет генералу: «Вы изменили своей стране. Как я восстал против маньчжурского императора, так я восстану и против Вас». Политик организовывает новое восстание, на сей раз против милитаристской клики. Потерпев поражение, он эмигрирует в Японию, пробыв на родине, таким образом, всего два года.
И вечный бой
«Гоминьдан» оказался вне закона, но Сунь Ятсен не думал сдаваться. В 1916 году Юань Шикай умирает и Китай оказывается в затяжном кризисе — генералы отдельных провинций один за другим лишь номинально признавали Пекин в качестве столицы, на деле ведя свою собственную политику. Началась «эра милитаристов». В условиях дестабилизации «Гоминьдану» удалось закрепиться на юге страны, в Кантоне, где партия смогла получить большинство в местном парламенте в 1917 году, однако местные вооружённые силы вновь разогнали законодательный орган власти. Сунь Ятсен вновь был вынужден бежать.
Новую попытку закрепиться на юге страны он предпринимает в 1921 году пойдя на радикальные меры — договорившись о союзе с молодой Коммунистической партией Китая. Параллельно Сунь Ятсен обращает внимание на Советскую Россию как на потенциальную союзницу в борьбе за Китай, поскольку западные державы, поддерживавшие милитаристские клики, разочаровали политика. Через два года верные Гоминьдану отряды вновь установили контроль над Кантоном, где учреждается революционное правительство. Возглавить его пригласили Сунь Ятсена.
Получив прочную базу на юге страны, лидер Гоминьдана обращается за помощью к СССР и незамедлительно её получает: советские специалисты участвуют в реформировании армии, планировании операций и обучении офицерского состава. В состав кантонского правительства входят коммунисты, тем самым обеспечивая широкий фронт против милитаристов. Сунь Ятсен готовится к переговорам с северными варлордами, рассчитывая восстановить единство страны — но внезапно умирает от рака печени в Пекине 12 марта 1925 года.
Китай объединит его преемник, Чан Кайши — но ненадолго. Уже в 1927 году гражданская война разгорится с новой силой в связи с выступлениями коммунистов. Лишь лояльность Москвы и авторитет Сунь Ятсена позволял удерживать рыхлое единство коалиции.
***
В 1929 году, на манер ленинского, в Нанкине сооружается свой мавзолей, посвящённый революционеру, а в 1940 году Сунь Ятсену объявляется «Отцом нации». Так Чан Кайши подчёркивал преемственность и обеспечивал свою легитимность в качестве главы китайской республики. Культ Сунь Ятсена можно наблюдать и в современном Тайване — словами первого китайского революционера начинается конституция страны, а в Таэйбее можно посетить мемориальный комплекс в его честь.
Несмотря на то, что Сунь Ятсен был основателем «Гоминьдана», идеологического противника коммунистов, память о нём свято чтится в современном Китае. Он входит в пантеон трёх великих деятелей новейшей истории страны: наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином, а мавзолей в Нанкине до сих пор остаётся одним из самых популярных культурных объектов в городе.